Несколько дней назад базирующаяся в Техасе организация Global Language Monitor, занимающаяся изучением развития языка, опубликовала рейтинг мировых центров моды. Список из сорока позиций возглавил Нью-Йорк, который в течение последних лет был вторым после Милана. Второе место неожиданно занял Гонконг, а третья строчка осталась за Лондоном. Эксперты полагают, что смена лидера и появление в первой тройке азиатского города свидетельствуют о значительных изменениях в мире моды.
Лингвисты, работающие в Global Language Monitor, анализируют последние веяния в языке (преимущественно в английском) и на основе полученных данных составляют всевозможные любопытные рейтинги. Так, например, организация регулярно публикует список самых модных слов телесезона, хит-парад любимых выражений блогеров, а также выбирает самое популярный интернет-термин. Ну а кроме того, американские специалисты следят за последними тенденциями в мире модной индустрии и по итогам своих наблюдений составляют список фэшн-столиц разных частей света.
Традиционно считается, что самые модные города расположены в Италии - концентрация модных магазинов и количество дизайнеров на квадратный километр там, как известно, превышает все разумные нормы. Однако Global Language Monitor интересуют не сами по себе модельеры и их клиенты, а то, как часто о них пишут в печатных и электронных СМИ, а также в блогосфере.
Специалисты из американской организации анализируют частоту появления слов, относящихся к фэшн-индустрии, а также количество специфических модных терминов в мировых изданиях, а затем вычисляют, в каком городе модой интересуются больше всего. Традиционно за титул самого "модного" города мира боролись Милан и Нью-Йорк. Однако в последние пару лет американский мегаполис все чаще оказывался позади итальянской модной Мекки, хотя в прежние годы регулярно шел впереди и уверенно удерживал лидерскую позицию.
Аналитики полагают, что Нью-Йорк начал сдавать позиции из-за разразившегося в 2008 году мирового финансового кризиса - индустрия моды в США, предпочитающая размещать производство в азиатских странах, а не на своей территории, серьезно пострадала от рецессии. Но постепенно Нью-Йорк с его огромными торговыми центрами и модными магазинами начал приходить в себя, а к 2010 году уже полностью восстановился.
Как показало исследование Global Language Monitor, в 2010 году нью-йоркские издания и блогеры стали уделять моде больше своего времени и внимания, что автоматически повысило количество употребляемых ими фэшн-треминов и привело Большое Яблоко на верхнюю строчку лингво-стильного хит-парада.
Можно предположить, что начать более активно обсуждать моду жителей Нью-Йорка заставил не только постепенный выход из финансового кризиса и нарастающие темпы производства и спроса на одежду и аксессуары, но и, например, последние события, происходящие в мире масс-медиа.
Речь идет о популярном в США реалити-шоу "Проект Подиум", ведущей которой выступает немецкая модель Хайди Клум, а в списке жюри значится нью-йоркский дизайнер Майкл Корс. События шоу разворачиваются как раз в Нью-Йорке, куда съезжаются начинающие дизайнеры со всей Америки, чтобы выяснить, кто из них круче всех.
Популярность этого шоу, которое первоначально зрителям не особенно понравилось, в 2010 году достигла своего пика - об этом, в частности, свидетельствует то, что в новом сезоне (в США он стартовал этим летом) участвует рекордное количество дизайнеров - 17, а длительность выпусков "Проекта Подиум" увеличили на целых 30 минут. Короче говоря, все это не могло остаться незамеченным ни модными изданиями, ни уж тем более интересующимися модой кругами блогосферы.
В общем, не в последнюю очередь благодаря немке Хайди Клум и ее шоу о мире моды, с помощью которого многие телезрители узнают много нового о процессе создания и производства одежды, Нью-Йорк так часто говорил о фэшн-индустрии, что снова вернулся себе титул модной столицы.
А вот всегда считавшийся главным конкурентом Нью-Йорка Милан на этот раз ждал настоящий провал - по сравнению с 2009 годом город опустился на пять строчек в модном рейтинге и занял лишь шестое место.
Второе же место, которое таким образом оказалось вакантным, неожиданно досталось Гонконгу (его также назвали столицей моды Азии). Подобное произошло впервые - ранее вторая строчка поочередно принадлежала только городам из так называемой "большой четверки", то есть Нью-Йорку, Парижу, Лондону и Милану. Впрочем, третье место сохранилось за Лондоном, который уверенно держится в начале списка Global Language Monitor уже много лет.
Тем не менее, на взлете Гонконга и падении Милана сюрпризы не закончились. Так, впервые в первой десятке рейтинга оказались сразу два города с Пиренейского полуострова - Мадрид (девятое место) и Барселона (десятое место). К слову, испанская столица по сравнению с 2009 годом продемонстрировала просто удивительный результат, поднявшись из второй десятки сразу на 11 пунктов.
Также в модном списке Global Language Monitor 2010 года оказались сразу несколько новичков. Наиболее впечатляющий старт продемонстрировал Амстердам, дебютировавший на 17-м месте. Неплохо выступили и Кейптаун (23-е место), его южноафриканский собрат Йоханнесбург (25), а также Вена (27), Бали (32), Копенгаген (34), Варшава (36), Чикаго (37), Торонто (38) и Даллас с Атлантой, разделившие 40-ю строчку.
Что же касается Москвы, то город, где моду иногда понимают слишком буквально, разместился ровно посередине списка - на 20-м месте, что символично. Такое положение российской столицы в рейтинге говорит о том, что Москва находится на перепутье между любовью к уже несколько архаичному восточному стилю поведения потребителя (когда люди слепо следуют тенденциям, стараясь пополнить гардероб большим количеством ультрамодных и потому "быстропортящихся" вещей, зачастую не обращая внимания на качество их исполнения) и западным прагматичным и разумным отношением к моде.
Список Global Language Monitor является прекрасным доказательством того, что мир моды стремительно меняется и традиционные лидеры, такие как Милан и Париж, начали сдавать позиции, уступая свои места новым законодателям стиля.