Восьмилетний британский художник заработал четверть миллиона долларов на своих картинах; десятилетняя девочка из Пенсильвании покорила Америку исполнением оперной арии Пуччини и выпустила сольный альбом; французская школьница издает дебютный роман в 15 лет. Кто они - вундеркинды от искусства: новые Моцарты и Милле или просто талантливые дети, вовремя замеченные специалистами по маркетингу и пиару?
В августе 2010 года Джеки прошла отбор на YouTube и выступила в телешоу "America's Got Talent" - одном из самых популярных среди американских телезрителей. Она спела арию "O mio babbino caro" из оперы Джакомо Пуччини "Джанни Скикки", и ее выступление произвело настоящую сенсацию, в один миг сделав девочку звездой (послушать его можно здесь). В крупнейших американских СМИ, тут же запестревших публикациями о ней, Ивэнко начали сравнивать с похожим образом появившейся из ниоткуда Сьюзан Бойл. О когда-то простой шотландской домохозяйке теперь знает весь мир, а все также начиналось с одной песни - из мюзикла "Отверженные", спетой в британском аналоге шоу, "Britain's Got Talent". Джеки прочат такую же судьбу, но к Бойл слава пришла в 47, а Джеки лишь в апреле исполнилось 10 лет.
Благодаря успеху в телешоу Джеки прошла в полуфинал, и многие прочат ей победу. Если верить "Википедии", на следующий день после выхода в эфир шоу с ее выступлением, альбом "Prelude to a Dream" поднялся в рейтинге продаж Amazon на 141 886 позиций и занял 34 строчку. В декабре 2010 года Джеки Ивэнко предстоит дебют в самом престижном концертном зале Америки - Карнеги-холле.
Британская пресса окрестила Уильямсона "маленьким Моне" за характерную импрессионистскую манеру письма. Все 33 работы с последней выставки маленького художника, состоявшейся в июле 2010 года, были проданы всего за полчаса на общую сумму около 235 тысяч долларов, причем покупатели съехались отовсюду. Одна пара из США прождала открытия выставки, два дня ночуя в палатке у здания местной галереи. В очереди желающих приобрести его картины на данный момент числятся около трех тысяч человек со всего мира.
Помимо рисования, Киерона интересует футбол, и он гордится тем, что в школьной команде именно его считают лучшим защитником. Кроме того, как и всякий ребенок, он обожает видеоигры. Эти не самые, казалось бы, значимые детали только умиляют людей, готовых отдать несколько тысяч фунтов за акварель Киерона. И если в самом мальчике любовь к футболу соперничает с увлечением живописью, то в покупателях его картин умиление соперничает с инвестиционной привлекательностью рисунков Киерона. Сам мальчик мечтает стать художником и футболистом одновременно и надеется, что его картины когда-нибудь попадут на торги аукционного дома Bonham's.
Роман Брамли автобиографичен, главная героиня, 14-летняя Палома - влюбленная девочка, и центральную тему романа составляет потеря невинности. Накануне выхода книги юная писательница рассказала, что начала заниматься литературой с раннего детства, писала рассказы и стихи. Во Франции ее роман будет опубликован 25 августа, а Брамли тем временем уже работает над второй книгой.
Кармен Брамли учится в одной из самых престижных школ Франции - лицее "Фенелон", который окончила Симона де Бовуар. Ее родители - оба писатели, причем отец, Серж Брамли, довольно известен во Франции. Если это и помогло девочке издать свою книгу, то дополнительную рекламу ей обеспечила молодость. Из 700 книг именно о ее романе написали потому, что Брамли - самый юный автор из ожидаемых открытий нового сезона, и об этом прямо говорится в самом начале статьи в Le Figaro.
Вундеркинды - нередкое явление в искусстве. Артюр Рембо к 21 году написал все свои произведения, Сергей Прокофьев создал первую оперу, когда ему было девять, Жорж Бизе поступил в Парижскую консерваторию в неполные десять, Феликс Мендельсон к 14-ти сочинил десяток камерных произведений, Джон Эверетт Милле был принят в Королевскую Академию художеств в 11 лет. И этот список можно дополнить еще несколькими десятками имен. Важнее, однако, список тех вундеркиндов, имена которых до нас не дошли, потому что он несравнимо длиннее.
К вундеркиндам принято относить и Пабло Пикассо, который к 15 годам практически в совершенстве овладел техникой рисования. Сам художник, впрочем, считал, что особо одаренным ребенком он не был. "В отличие от музыки, в живописи не бывает вундеркиндов. То, что принимают в детях за гений, есть гений детства, и с возрастом он уходит. Одаренный ребенок может стать настоящим художником, даже великим художником, но для этого ему однажды придется начать все сначала. Что до меня, я не был вундеркиндом. Мои первые рисунки в подметки не годились тому, что показывают на детских выставках".
Слова Пикассо на самом деле распространяются и на музыку (если к исполнителям они не относятся, то к композиторам точно), и совершенно точно на литературу. Как бы ни был одарен ребенок, вырасти из вундеркинда в гения ему поможет только самокритика и критика со стороны, которой, как правило, окруженные похвалой и вниманием юные дарования оказываются лишены. Следуя мысли Бориса Филановского, можно сказать, что природные данные не способны составить тело творчества, и рано или поздно ребенку действительно придется начинать все заново. Когда этот момент настанет, далеко не все будут к нему готовы, а многие и вовсе его не заметят.
Осложняет эту проблему еще и то, что чем современнее становится мир и чем изощреннее делаются технические средства, тем сложнее ребенку преодолеть этот барьер, потому что его уверяют, что в этом нет необходимости. Если ты хоть маломальский вундеркинд, найдется тот, кто попытается взять тебя в оборот. К примеру, за спиной Джеки Ивэнко стоит довольно успешный композитор и дирижер Тим Дженис, именно благодаря ему девочка выступит в Карнеги-холле. Таким же образом право на проведение выставок Киерона Уильямсона имеет только галерея Picturecraft в Холте, и именно там пока проходят все аукционы по продаже его работ.
Эта необходимая организационная настройка, сгущающая краски, занимается упорядочиванием, а также упрощением зрелища и извлечением прибыли. В мире скучающих людей превыше всего ценится экзотика, и маленькая девочка, способная спеть Пуччини как знаменитая оперная дива, являет собой подобие циркового уродца наоборот. Она автоматически перетягивает на себя одеяло зрительского внимания, потому что поющих с мастерством и глубиной маститых певиц как минимум несколько, а такая девочка всего одна. Франсуаза Саган закончила "Здравствуй, грусть" в 18 лет, но оставьте старушку Саган, вот вам девочка, которая написала о потере невинности в 14.
Средний представитель массовой культуры не может за это не зацепиться, потому что одаренный ребенок - сам по себе очень сильный и яркий образ, но даже его может перебить другой, более пикантный, более юный или более подходящий под определение "нового Моне". Мало кого интересует, способна ли Джеки Ивэнко действительно спеть "O mio babbino caro" так, как она звучит на видео, ведь если у девочки не слишком глубокий голос, звукотехники могут это легко поправить. Когда события сменяют друг друга с такой скоростью, как сейчас, у зрителя нет времени ждать, пока вундеркинд вырастет в гения, поэтому приходится лепить его суррогат.
В этом пассивном восхищении вундеркиндами есть и особо тревожный оттенок. Ведь если человек, разменивая чувство на сантименты, не интересуется, как это сделано, сочинено и написано, он никогда не поймет, что искусство не продукт, оно не статично и недоступно для потребления. Впрочем, стоит признать, что это справедливо только с точки зрения отдельно взятого человека. С точки зрения искусства разницы никакой нет.