Уже осенью Германию может охватить ощутимый политико-энергетический кризис - именно так можно описать ситуацию, сложившуюся в сфере атомной энергетики. Выключать ток, разумеется, никто не будет, хотя представители энергетических концернов уже исподволь угрожают правительству, намекая на то, что заглушат принадлежащие им реакторы. Осенью правительство, наконец, должно представить долго откладывавшуюся программу по развитию энергетического сектора. Однако противоречий накопилось уже столько, в том числе в рядах самой правящей коалиции, что надежда достигнуть компромисса, который бы устраивал все стороны, слаба. Не исключено, что в дело придется вмешаться Конституционному суду в Карлсруэ.
Спор о целесообразности использования атомной энергетики не нов. Напомним, что еще в 2002 году коалиционное правительство социал-демократов и "Зеленых" во главе с Герхардом Шредером приняло программу постепенного отказа от атомной энергии, согласно которой 17 действующих на сегодняшний день в Германии АЭС должны были быть выведены из эксплуатации к 2022 году. Были определены оставшиеся сроки эксплуатации применительно к каждой конкретной АЭС и объемы электроэнергии, которой каждой из них осталось выработать. Оба показателя, разумеется, взаимозависимы: при более активной эксплуатации квота оставшейся электроэнергии расходуется быстрей и, соответственно, время службы АЭС сокращается. В среднем срок работы реакторов был рассчитан на 32 года для каждого.
Однако в 2009 году положение изменилось. Пришедшее к власти правительство консерваторов из ХДС/ХСС и либералов из СвДП объявило о намерении продлить сроки эксплуатации АЭС до тех пор, пока развитие возобновляемых источников электроэнергии не позволит безболезненно отказаться от атомной энергетики, не нанося при этом ущерба экономике. Эта программа получила в немецких СМИ изящное наименование "отказ от отказа". Разумеется, социал-демократы и "Зеленые" заявили свой протест, но, в принципе, у оппозиции не было реальных шансов помешать планам правительства Ангелы Меркель. ХДС/ХСС и СвДП располагали большинством не только в бундестаге, но и в федеральном представительстве земель - бундесрате. Правда, лишь до определенного момента.
В мае 2010 года на земельных выборах в ландтаг земли Северный Рейн - Вестфалия победили социал-демократы и "Зеленые", а правительство консерваторов во главе с Юргеном Рюттгерсом (ХДС) ушло в отставку. Тем самым ХДС/ХСС и СвДП потеряли большинство в федеральном представительстве земель. Социал-демократы и "Зеленые" пообещали, что не пропустят закон о продлении срока эксплуатации АЭС через бундесрат. Со своей стороны представители ХДС и СвДП заверили, что существующие юридические нормы позволяют обойтись и без одобрения бундесрата. Министр экономики Райнер Брюдерле отметил в этой связи, что "вопросы атомной энергетики находятся в компетенции федеральных властей". Председатель СДПГ Зигмар Габриэль на это заявил, что, если правительство решится действовать в обход бундесрата, оппозиция подаст жалобу в Конституционный суд.
Ситуация сложилась довольно напряженная. Она осложнялась еще и тем, что члены самой правящей коалиции не могли договориться, на сколько именно продлевать сроки эксплуатации АЭС. Депутаты фракций ХДС/ХСС и СвДП, представители министерства экономики и южнонемецкие политики (Бавария, Баден-Вюртемберг) требовали максимального срока продления эксплуатации реакторов - 28 лет. Таким образом, срок действия АЭС должен был увеличиться до 60-ти вместо 32 лет, предусмотренных предыдущим правительством Шредера. Со своей стороны, министр окружающей среды Норберт Реттген (Norbert Roettgen) предлагал продлить сроки службы реакторов от силы на 8 лет, то есть до 40 лет максимум. Споры привели к тому, что проект закона так и не успели вынести на обсуждение бундестага до летних каникул. Тем не менее, в августе Spiegel сообщил со ссылкой на свои источники, что в коалиции, наконец, пришли к компромиссу, договорившись продлить срок работы реакторов в среднем на 14 лет.
Очевидно, что продление срока эксплуатации АЭС играет на руку крупным немецким энергетическим концернам, таким как E.on, RWE, Vattenfall и EnBW. Spiegel подсчитал, что при сроке действия АЭС в 40 лет сверхприбыль концернов за оставшиеся годы может составить 44,9 миллиарда евро, при сроке в 60 лет - 142,2 миллиарда евро (с вычетом налогов, составляющих в общей сложности 26 процентов). Неудивительно, что атомное лобби поддержало планы кабинета Меркель. Правительство, впрочем, действовало небескорыстно и намеревалось за счет продления сроков действия АЭС пополнить казну. В июне был представлен масштабный план по экономии и ликвидации дефицита бюджета, предусматривающий среди прочего введение дополнительного налога на атомное топливо, который только в период с 2011 по 2014 год должен принести государству 9,2 миллиарда евро, то есть по 2,3 миллиарда в год.
Предложение о введение нового налога встретило резкое противодействие концернов. Представители E.on отметили, что налог снизит ежегодную оперативную прибыль с 1,5 до 1,3 миллиарда в год. Кроме того, глава концерна Иоганнес Тейссен (Johannes Teyssen) заявил, что налог на ядерное топливо, по расчетам энергетиков, составит не 2,3 миллиарда, а 3,5 миллиарда евро в год. Закончилось все тем, что E.ON, RWE, Vattenfall и EnBW пригрозили правительству Конституционным судом. Впрочем, это не означало конца переговоров между заинтересованными сторонами. В течение последующих месяцев выдвигались разные инициативы: в июле некоторые члены правящей коалиции придумали продавать концернам сроки эксплуатации АЭС с аукциона. Предлагалось пересчитать сроки действия реакторов в количество электричества, которое АЭС могут выработать за оставшееся время, а затем организовать торги небольшими квотами. Однако Меркель высказалась категорически против.
Затем в СМИ появилась информация, что концерны якобы предложили правительству 30 миллиардов евро за продление срока действия АЭС на 12 лет. Позднее она была опровергнута. Переговоры, судя по всему, не принесли ожидаемого результата. Главы концернов, по собственным словам, настаивали на том, что введение дополнительного налога на атомное топливо "является неправильным путем", отмечая, что существуют более продуманные модели, которые позволят соблюсти интересы государства, производителей электроэнергии и потребителей. Глава RWE Юрген Гроссман (Juergen Grossmann) отметил в интервью Bild am Sonntag, что концерны были готовы перечислять в казну половину выручки, полученной за счет продления сроков эксплуатации АЭС. Энергетики также предупреждали, что слишком поспешное свертывание атомной энергетики приведет к росту цен на электроэнергию и ударит по потребителям. Правительство со своей стороны цепко держалось за идею атомного налога. Тогда концерны решились на откровенно вызывающий демарш.
E.on, RWE, Vattenfall и EnBW заявили, что если правительство Ангелы Меркель примет, как запланировано в программе по ликвидации дефицита бюджета, специальный налог на ядерное топливо, они в кратчайшие сроки заглушат реакторы, использование которых станет нерентабельным. При этом представители концернов отметили, что в случае весьма вероятной при таком развитии событий нехватки электроэнергии они будут закупать ее за границей. В правительстве данный шаг расценили как "бряцанье оружием". Ангела Меркель, только что вернувшаяся из отпуска и попавшая, как говорится, с корабля на бал, через своего пресс-секретаря Штеффена Зайберта (Steffen Seibert) дала понять, что, ведя переговоры, угрожать не принято. И буквально через несколько дней канцлер отправилась в "энергетическое турне", которое демонстративно начала с посещения ветропарка Кремпин (Krempin) в Мекленбурге - Передней Померании.
Ангела Меркель также намерена посетить энергетическую биржу в Лейпциге, АЭС Эмсланд (Emsland), где проведет встречу с главами E.ON и RWE, гидроэлектростанцию в Баден-Вюртемберге, угольную электростанцию "Люнен" в Северном Рейне - Вестфалии, а также биогазовую электростанцию. Все это отчасти напоминает рекогносцировку перед тем, как правительство представит свою программу по энергетике. Главное сражение еще впереди. При этом Ангеле Меркель надо учитывать тот факт, что большинство немцев - по крайне мере, если верить соцопросам - выступают против продления сроков АЭС. По данным института исследования общественного мнения Emnid за июль 2010 года, 48 процентов высказались категорически против, еще 29 процентов считают, что продление срока эксплуатации не должно превышать 10 лет. Более половины респондентов готовы платить на 10 процентов больше за электроэнергию, получаемую из возобновляемых, экологически безопасных источников.
Алексей Демьянов