Культура
13:21, 21 августа 2010

Пластилиновый лебедь Интервью с Гарри Бардиным

Сергей Оболонков

В середине сентября в прокат выходит новый мультфильм студии "Стайер" Гарри Яковлевича Бардина - экранизация сказки Андерсена "Гадкий утенок". За месяц до премьеры создатель "Летучего корабля", "Выкрутасов" и "Чучи" встретился с "Лентой.Ру" и рассказал о любимых материалах, о премьере "Гадкого утенка" на фестивале в Локарно и о своем отношении к компьютерам.

"Лента.Ру": Вы с таким количеством разных материалов поработали - и с проволокой, и с пластилином, и из веревок делали мультфильм. Почему не могли остановиться на чем-то одном?

Гарри Бардин: Очень короткий ответ: просто интересно было. Одно дело декларировать, что возможности мультипликации не ограничены. И другое дело - попробовать немножко раздвинуть границы. Попробовать что-то, чего не делал никто. Но это не просто выпендреж, это подчинялось идее каждого фильма. Форма шла от идеи.

А какие-то предпочтения у вас выработались? Есть материал, с которым больше нравится работать?

Интересней, конечно, с пластилином работать. Он дает возможность сделать движение более хлестким, более близким к рисованной анимации. Лепка под камерой дает возможность не статуарные куклы использовать, а изменяющиеся под пальцами мультипликатора.

Вы как-то говорили, что публика все-таки предпочитает рисованную анимацию.

Да, она в плену у стереотипов. Зритель любит то, что ему знакомо. Всякое новое пугает. Зритель привык потреблять привычный продукт. А привычным продуктом является рисованная анимация. Нам с объемной анимацией труднее, мы должны перейти барьер неприятия, завоевать фильмом зрителя.

А к рисованной анимации не хочется вернуться - исходя из тех соображений, что она более востребована?

Нет. Попробовал с объемом, и мне это настолько понравилось, что я прикипел.

А сейчас есть распространенная практика - создавать трехмерную анимацию на компьютере. Вы категорически против компьютеров?

Нет, я к компьютеру отношусь с уважением, но считаю его инструментом, не более того. Не могу сказать ничего против компьютера. Мне когда-то лаборатория "Мосфильма" загубила негатив "Чучи 3". Если бы не было компьютера, я бы никогда не восстановил эту картину. Но попробовать сделать мультфильм на компьютере не хочется, руками интереснее. На компьютере делают подобие материала, а я работаю с самим материалом. Мне интересней работать с оригиналом, а не создавать подобие.

А расскажите, что за ситуация у вас сложилась с "Мосфильмом"?

Студия "Стайер" сняла мультфильм "Чуча 3". И у нас произошла беда - поражен был негатив, кажется, 2500 кадров было порушено. По вине лаборатории "Мосфильма" - там технологическая ошибка была. Это называется теперь "человеческий фактор". На самом деле - разгильдяйство. Полтора года жизни чуть не улетело коту под хвост. Слава богу, что есть компьютер, это спасло положение, восстановили кадры.

Вы когда-то озвучивали роли в мультфильмах, вам нравилось?

Так я через это и пришел в мультипликацию. Пришел как актер, мне это настолько понравилось, что я решил потом написать сценарий. А потом уже, обнаглев, решил поставить. Я каждый собственный фильм мечу своим голосом. В "Гадком утенке", например, есть такой селезень-конферансье. Но вообще-то это просто так, смеха ради, у меня стремления к актерству нет. Актерства мне хватает при работе с моими мультипликаторами. Все роли во всех моих фильмах - я их играю. Когда даю задание - все проигрываю, актерство мне очень помогает. Я могу сыграть, станцевать, спеть.

Премьера "Гадкого утенка" состоялась на кинофестивале в Локарно, как там все прошло?

Это очень почетное мероприятие, если выражаться канцеляризмами. Премьера состоялась на площади Пьяцца Гранде в центре города. Восемь тысяч зрителей. Шел просмотр на открытом воздухе - большой экран, звук Dolby Surround, все как полагается. И параллельно в закрытом помещении, в кинотеатре на три тысячи мест. Там, кстати, присутствовали многие представители других фестивалей. Сейчас я собираю урожай с этого показа - меня приглашают на другие подобные мероприятия.

Поедете с мультфильмом еще куда-нибудь?

Куда-нибудь поеду, но выборочно. Я не турист.

В России "Гадкий утенок" выйдет в широкий прокат или в ограниченный?

Мультфильм будет в широком прокате с 16 сентября, премьера назначена на 14 сентября. Она будет в Доме музыки, и это правильно, потому что музыку мы записывали именно там. Записывал все национальный филармонический оркестр под управлением Спивакова. Сам Спиваков попросился и озвучил в фильме петуха - и сделал это хорошо. Это был для него и первый актерский опыт, и первый опыт музыкального озвучивания мультфильма с оркестром. Это было настолько удачно, что вполне правомерным показалось предложение Владимира Теодоровича открыть сезон в Доме музыки моим фильмом. Нашим фильмом, собственно говоря. Час звучащей в "Гадком утенке" музыки Чайковского дает Спивакову право считать этот фильм своим.

Вы шесть лет работали над мультфильмом, это по меркам анимационного кино много или мало?

Много. Я думал уложиться в четыре - но не получилось. Ограниченные возможности, шесть мультипликаторов работало. Кроме того, огромное количество персонажей - более 400. Всех их покадрово двигать было довольно сложно. У меня только съемки заняли три года. А еще подготовительные работы, постпродакшн - вот и набежали годы. В мультфильме используются перьевые куклы. Гадкому утенку из пластилина - он гладкий, потому и гадкий - противостоит перьевая масса птичьего двора.

А вы следовали литературному первоисточнику? То есть в конце гадкий утенок тоже перьями обрастает?

Да, вот это я сохранил как у Андерсена. Единственное, что от Андерсена осталось. А вообще сюжет поменялся сильно.

А как же в Локарно публика разобралась в сюжете?

Мы снабдили фильм субтитрами. Сюжет все равно считывается. Единственное, что там будет доступно только русскоговорящему зрителю - это стихи Юлия Кима, они, конечно, дополняют картину.

Вы когда-то снимали рекламные ролики, почему бросили этим заниматься?

С одной стороны, когда идет процесс создания большого фильма, разбрасываться невозможно. Отвлекать художников на побочные дела нецелесообразно. С другой стороны, деньги нужны. Вот сейчас, когда мы подошли к нулю буквально и когда нечем платить людям зарплату, это было бы очень к месту. Но, к сожалению, предложений не поступает.

Работа завершена, но настроение пессимистичное?

Не совсем. Вот в Локарно был хороший знак. Я молил бога, чтобы дождя не было, но бог меня не слышит, и дождь пошел. И причем какой - проливной! Шел, но люди сидели в плащах, не уходили. И закончился показ овацией этих окропленных дождем зрителей. Там был гром в фильме, и был гром на улице, можно подумать было, что я специально придумал эти спецэффекты, договорившись с природой.

< Назад в рубрику