Мир
13:21, 21 августа 2010

Подняли волну BP обвинили в сокрытии улик по делу об аварии в Мексиканском заливе

Британская нефтегазовая компания BP, в последние месяцы не от хорошей жизни захватившая передовицы мировых газет, получила еще один повод для беспокойства о своей и без того изрядно подпорченной репутации. 18 августа швейцарская Transocean - один из крупнейших подрядчиков оффшорного бурения - направила в BP письмо, в котором обвинила своего партнера буквально в следующем: BP, имея в своем распоряжении все необходимые данные, не спешит с расследованием аварии на Deepwater Horizon, опасаясь последствий для своего бизнеса.

С какой стати Transocean вообще вмешалась в эту и без того запутанную историю? А дело вот в чем. Именно у Transocean, владеющей десятками буровых платформ по всему миру, BP арендовала печально известную Deepwater Horizon, авария на которой привела к крупнейшей за всю историю США экологической катастрофе. И именно к швейцарской компании обратились родственники погибших нефтяников, требуя объяснить им причины аварии, унесшей жизни 11 человек, из которых девятеро работали именно на Transocean.

В письме, отправленном в юридический отдел BP, представители Transocean утверждают, что британской корпорации уже сейчас вполне под силу установить причины аварии на Deepwater Horizon, однако почему-то расследование до сих пор не сдвинулось с мертвой точки. Более того, указывалось в письме, BP не просто спускает на тормозах свое расследование, но и не позволяет Transocean провести собственное. Как утверждают швейцарцы, они не раз обращались к BP с просьбой дать доступ к документам по аварии на платформе, но всякий раз получали решительный отказ. Учитывая эти обстоятельства, в Transocean пришли к выводу: BP делает все возможное, чтобы не допустить другие структуры к расследованию аварии на Deepwater Horizon.

Реакция BP на жалобное письмо Transocean последовала незамедлительно. Уже 19 августа в офис Transocean в Хьюстоне пришло ответное письмо за подписью первого помощника генерального юрисконсульта BP Джеймса Нита (James Neath). В нем Нит категорически отверг обвинения в сокрытии улик, а само письмо Transocean назвал неловким пиар-ходом, призванным отвлечь внимание общественности от роли швейцарской компании в апрельской аварии в Мексиканском заливе. Помощник юрисконсульта также напомнил, что BP отсылала в Transocean более 100 тысяч документов по аварии в заливе, причем все ответные требования к швейцарцам обнародовать материалы их собственного расследования пропали втуне. По версии BP, в Transocean опасаются, что исход расследования причин аварии на Deepwater Horizon может поставит под удар и их. И именно поэтому швейцарский подрядчик решился на своего рода упреждающий удар.

Если BP уже испытала на себе общественный гнев и критику властей предержащих, то Transocean до сих пор оставалась в тени на фоне нефтяного скандала вокруг британской корпорации. И действительно, ни для кого не секрет, что ставки в этой партии более чем высоки. Над обеими компаниями нависла вполне реальная угроза стать фигурантами расследования министерства юстиции США. До сих пор BP и Transocean имели дело только со Службой береговой охраны и Бюро по управлению добычей энергоресурсов в открытом море, которые не обладают необходимым рычагами воздействия на указанные компании. Когда и если за дело возьмутся государственные обвинители, наказание не заставит себя долго ждать. На фоне этого обмен взаимными упреками со стороны BP и Transocean выглядит попыткой свалить вину на партнера и отсидеться в углу.

В сущности, версия уже уставшей от критики BP о причинах, побудивших Transocean сделать свое заявление, выглядит достаточно убедительной, а аргументы - правдоподобными, если не учитывать одно но: британских нефтяников не впервые обвиняют в недобросовестности со дня аварии на Deepwater Horizon. Причем в один из прошлых разов удар последовал оттуда, откуда его никто не ждал - изнутри самой компании.

В июле штатный инспектор Рональд Сепульвадо, проводивший проверку Deepwater Horizon, заявил, что еще тогда обнаружил некие неполадки в системе безопасности платформы и сообщил об этом начальству. Согласно правилам, при обнаружении неисправности BP должна была сразу же уведомить об этом компетентные правительственные органы. Но, как утверждает Сепульвадо, его отчет затерялся где-то у начальства, а неисправность, которая, как он считает, имела непосредственное отношение к аварии на платформе, так и не была устранена.

Не прошла мимо газет и история с рыбаками из Луизианы, помогавшими BP в ликвидации последствий аварии на Deepwater Horizon. Как заявлял в июле один из них, заболевший в ходе борьбы с нефтяным пятном, британская компания наплевательски относится к нуждам наемных работников, а тех, кто выражает недовольство, и вовсе запугивает. В самой BP, разумеется, "рыбацкие" претензии, равно как и обвинения инспектора Сепульвадо, отвергли.

Не стоит забывать и о сотнях исков, направленных против BP пострадавшими от разлива нефти в заливе. И хотя компания учредила 20-миллиардный компенсационный фонд, репутационный ущерб может оказаться куда весомее материального. К слову, соответчиками по некоторым искам вместе с BP и Transocean выступают компании Halliburton и Anadarko Petroleum, участвовавшие в разработке впоследствии поврежденной скважины. Transocean уже сделала первый ход, чтобы спихнуть часть вины на BP, и не исключено, что к переводу стрелок на британцев подключатся и последние две.

В свете всех этих событий вывод напрашивается только один: BP на долгие годы вперед заслужила отнюдь не лестную репутацию компании, чья деятельность привела к масштабной экологической катастрофе у берегов США, долговременные последствия которой могут превзойти самые смелые предположения скептиков. И хотя ответственного в аварии на Deepwater Horizon еще предстоит установить, уже сейчас ясно, что BP, акции которой падали с такой же скоростью, с какой нефтяное пятно захватывало Мексиканский залив, еще долго придется отвоевывать былые позиции.

Артур Степанов

< Назад в рубрику