Россия и Иран 21 августа приступили к физическому пуску иранской АЭС "Бушер". Для обеих стран АЭС в Бушере, портовом городе на берегах Персидского залива - прежде всего, проект политический. Москва будет использовать АЭС в качестве рычага влияния на иранскую политику. Для Тегерана же важнее символическое значение станции: власти Исламской республики рассматривают ввод в строй АЭС как победу над своими врагами.
Бушерскую АЭС начинали строить в 1974 году специалисты концерна Siemens из Германии. Однако проект был заморожен после Исламской революции в 1979 году, когда Германия, в числе многих западных стран, ввела санкции против Ирана. В 1990-х достраивать АЭС в Бушере взялась Россия.
Строительные работы на АЭС были завершены к концу февраля 2009 года. Стоимость проекта составила не менее миллиарда долларов. Сроки запуска станции не раз срывались, в том числе из-за политических противоречий России и Ирана с западными странами, не верящими в сугубо мирный характер иранской ядерной программы.
В субботу, 21 августа, в Бушере наконец состоялась торжественная церемония начала физического пуска АЭС специалистами российского "Атомстройэкспорта" - государственной компании, построившей АЭС. Фактически, пока на станцию лишь завезли ядерное топливо. Следующим этапом физического пуска станции станет загрузка топлива в реактор, после чего АЭС будет готова к запуску в эксплуатацию и выдаче электроэнергии в сеть. Это произойдет в конце сентября, когда "Атомстройэкспорт" получит разрешение на загрузку топлива от иранского надзорного органа.
Топливо для Бушерской АЭС будет поставлять Россия. Отработанное ядерное топливо будет отправляться также в Россию в течение десяти лет. Россия, кроме того, будет участвовать в эксплуатации АЭС в течение двух-трех лет в составе российско-иранского совместного предприятия. Первоначально оно будет создано на паритетных началах, однако постепенно доля России в СП будет снижаться до ее полного выхода из состава предприятия.
С точки зрения бизнеса - контракт в Иране крайне выгодный. Россия в последнее время стремится строить АЭС не только внутри страны, но и за рубежом, не допустив на местные рынки конкурентов из США и Германии. "Атомстройэкспорт" за последние годы выиграл контракты в Индии, Китае, Болгарии, но это, по всей видимости, еще не предел. В Иране же Россия подтвердила свой статус надежного партнера, продемонстрировав, что готова выполнить контракт, даже невзирая на противодействие со стороны мировой общественности.
В Бушере глава "Росатома" Сергей Кириенко подчеркнул, что никакой возможности использования иранской АЭС в немирных целях не существует. "Ни у кого из профессионалов в мире не существует никаких вопросов по возможности немирного использования АЭС в Бушере. Абсолютно понятно, что такой возможности никогда не было, ее нет", - сказал он.
С помощью АЭС в Бушере Иран доказывает, что может развивать мирную атомную энергетику в рамках сотрудничества с МАГАТЭ. Первую партию топлива для АЭС в Бушере россияне привезли в Иран еще в 2007 году. Все ядерное топливо находится под контролем специалистов МАГАТЭ. Последнее важно для Тегерана, который параллельно ведет и самостоятельные работы над обогащением урана, которые, как полагают международные эксперты, в перспективе позволяют создать бомбу.
Несмотря на заверения Тегерана в мирном характере исследований и частичное сотрудничество с МАГАТЭ, ООН уже четырежды вводила в отношении исламской республики санкции. Это не заставило Иран согласиться на условия международного сообщества - отказаться от обогащения урана внутри страны и получать топливо извне.
Наибольшее беспокойство мирового сообщества связано, естественно, не с АЭС в Бушере, а с иранскими предприятиями по обогащению урана: один такой завод уже функционирует в иранском городе Натанз, второе предприятие строится недалеко от города Кум. Президент Ирана Махмуд Ахмадинеджад обещал в скором времени построить на территории страны 10 таких заводов. Дело в том, что Тегеран планирует сооружение 20 АЭС, аналогичных той, что запустили в минувшие выходные в Бушере. Для них как раз и понадобится топливо, вырабатываемое на иранских заводах.
Эксперты неоднократно указывали, что у Ирана недостаточно топлива, чтобы обеспечить функционирование стольких АЭС даже в краткосрочной перспективе, не говоря уже о десятилетиях. Однако Иран эти сомнения отвергает, утверждая, что его ядерная программа направлена исключительно на производство электричества, а не на создание атомной бомбы. Запад подозревает республику в обратном. В марте госсекретарь США Хиллари Клинтон критиковала Россию за планы запустить станцию в Бушере до тех пор, пока нет уверенности, что Тегеран будет использовать ядерную энергию только в мирных целях. Но Москва, которой иранская сторона в июне пригрозила отказом от сотрудничества, пошла до конца.
Стремление Тегерана развивать собственную программу по обогащению урана может привести Иран к вооруженному конфликту с участием США и Израиля. Понятно, что подобное развитие событий было бы катастрофой для региона. И поэтому любые попытки России закрепиться в регионе с помощью АЭС в Бушере эти страны рассматривают как поощрение иранской политики, позволяющее Тегерану и далее настаивать на развитии собственной ядерной программы. Недаром израильский МИД уже назвал запуск АЭС в Бушере "недопустимым", отметив, что страна, нарушающая решения Совбеза ООН, не должна получать выгоды от использования ядерной энергии. Понятно, что это заявление было адресовано не только и не столько Ирану, сколько России.
Хотя Бушерская АЭС лишь отчасти поможет решить проблемы со снабжением электроэнергией юга Ирана, она усилит претензии Тегеран на звание лидера в регионе. Теперь Иран становится первой страной Ближнего и Среднего Востока, обладающей ядерной электростанцией. Более того, Иран благодаря России входит в ограниченный клуб стран, развивающих мирный атом. При этом Тегерану еще долго будут нужны российские специалисты, чтобы производить топливо для АЭС. Это означает не только крупный контракт для российских атомщиков, но и то, что Россия сможет гнуть свою линию в регионе еще лет десять.