24 августа в пяти штатах США прошли праймериз - предварительные выборы, в ходе которых определяются кандидаты от партий на ближайших выборах в Конгресс и на посты губернаторов штатов. Главным триумфатором стал сенатор от Аризоны Джон Маккейн: 73-летний политик выиграл пятую номинацию в Сенат, набрав почти две трети голосов и продемонстрировав неудержимую волю к победе.
Победа Джона Маккейна оказалась настолько уверенной, что объявить о ней он смог еще до окончания подсчета бюллетеней - меньше, чем через два часа после окончания голосования. По его итогам действующего сенатора поддержали 58,8 процент аризонских республиканцев. За оппонента Маккейна, бывшего члена Палаты представителей от штата Аризона Джона Хэйворта, было подано 29,8 процента голосов.
О решении вновь баллотироваться в Сенат от Республиканской партии Маккейн объявил сразу же после того, как в 2008 году проиграл на президентских выборах Бараку Обаме. При этом позиции сенатора внутри партии вовсе не выглядели непоколебимыми. Перед президентскими выборами его кандидатуру поддержало меньше половины однопартийцев. Кроме того, хотя в родном штате Маккейн и обошел Обаму, разрыв составил всего восемь процентных пунктов.
Главным оппонентом Маккейна в ходе праймериз был Джей-Ди (Джон) Хэйворт - опытный политик, многократно избиравшийся от Аризоны в нижнюю палату Конгресса, и к тому же ведущий популярной среди консерваторов радиопередачи. О его намерении бороться за право баллотироваться в Сенат от Республиканской партии стало известно в октябре 2009 года. Уже в ноябре опросы свидетельствовали, что шансы на победу у Маккейна и Хэйворта практически равны: соответственно, 45 и 43 процента.
А вот ресурсы оппонентов были не сопоставимы. Хэйворт смог собрать на свою избирательную кампанию около 3 миллионов долларов, а Маккейн потратил около 23 миллионов. Правда, как писал журнал Time, из этой суммы предвыборный комитет сенатора собрал лишь 4,7 миллиона, остальное осталось еще с президентской кампании.
Тем не менее, хоть победа Маккейна и оказалась в итоге убедительной, гонка была довольно напряженной. А после того, как о снятии своей кандидатуры в пользу Хэйворта объявил другой возможный претендент на номинацию в Сенат, Крис Симкокс, предстоящие аризонские праймериз стали называть "главным политическим противостоянием 2010 года в США".
Хэйворт обвинял оппонента в том, что тот "утратил связь с простыми аризонцами" - как правило, под такими заявлениями подразумевалась неспособность сенатора приостановить приток в штат нелегальных мигрантов из Мексики. Кроме того, Маккейн, традиционно пользующийся поддержкой республиканцев-центристов, регулярно подвергался критике со стороны консервативного крыла партии.
В частности, сенатор навлек на себя гнев части республиканцев тем, что одобрил план Барака Обамы по поддержке американской экономики. Кроме того, его заявления относительно прав сексуальных меньшинств казались закоренелым консерваторам "слишком умеренными". В результате для победы Джону Маккейну понадобилось существенно пересмотреть - по крайней мере, на словах - свои политические идеалы.
В ходе кампании сенатор делал жесткие заявления по всем ключевым для Республиканской партии вопросам и предстал перед избирателями ярым противником реформы здравоохранения, выкупа финансовых учреждений и открытой службы геев в армии. Если говорить о нелегальной иммиграции, то и Маккейн, и Хэйворт буквально наперегонки бросились поддерживать принятый в Аризоне скандальный иммиграционный закон.
Не обошлось и без грязи: команда Джона Маккейна раскопала серию рекламных роликов компании National Grants Conferences, предлагавшей населению "бесплатные деньги" в виде правительственных грантов и субсидий. В рекламе участвовал и Джей-Ди Хэйворт, уверявший зрителей, что отдавать деньги не понадобится. Впоследствии компанию обвинили в мошенничестве, жертвами которого стали тысячи человек.
В штабе Маккейна подготовили собственное видео, в котором убедительно прошлись по рекламной карьере Хэйворта, прямо назвав его лжецом, мошенником и "бессовестным торгашом" ("huckster"). В итоге, именно история с "бесплатными деньгами" положила конец притязаниям Хэйворта. Оппонент Маккейна неоднократно извинялся и публично каялся, но оправиться от этого удара так и не смог.
Маккейн же, празднуя победу на праймериз - промежуточных, внутрипартийных выборах, выглядел так, как будто ему удалось одолеть Барака Обаму в борьбе за пост президента страны. Объявляя о своей победе - и не дожидаясь, пока Хэйворт признает поражение, Маккейн выразил уверенность, что на ближайших выборах республиканцы получат большинство в обеих палатах Конгресса. Кроме того, он сказал следующее:
"А когда мы победим, мы положим конец бесконтрольным тратам; мы снизим налоги; мы отменим реформу здравоохранения; мы обеспечим семьи; мы создадим рабочие места; мы дадим бизнесу развиваться свободно, без вмешательства Вашингтона; мы обезопасим границы, защитим нашу страну и вернем наши войска из Афганистана с победой, увенчанными славой".
Ликование кандидата и радужные перспективы, которые он, не скупясь, рисует перед избирателями, вполне понятны. Выборы в Сенат 2 ноября Маккейн, скорее всего, выиграет - у его соперника от Демократической партии Родни Глассмана мало шансов в традиционно республиканском штате. Но можно с уверенностью сказать, что эти выборы станут в карьере 73-летнего политика последними.
Если бы в 2008 году Джону Маккейну удалось победить Обаму, он стал бы самым пожилым президентом в истории США - пока что этот рекорд принадлежит Рональду Рейгану, которому на момент инаугурации было 69 лет. Но после неудачи на президентских выборах высшим политическим достижением для Маккейна станет пятый срок в Сенате. Почему бы, в таком случае, не отметить это достижение с размахом?