Россия
13:49, 26 августа 2010

Перестарались Милицию заподозрили в излишне жестоком разгоне "несогласных" в Петербурге

31 июля по всей России прошли традиционные уже акции в защиту 31-й статьи Конституции. Так же традиционно в Москве и Петербурге их разогнал ОМОН как несанкционированные. На Триумфальной в этот раз обошлось без переломанных рук журналистов и инцидентов с пожилыми гражданами, а вот разгон встречи оппозиционеров у Гостиного двора завершился тем, что СКП завел дело против питерской милиции.

Петербург, в отличие от Москвы, единого места собраний оппозиционеров по 31-м числам не имеет: обычно митинги в защиту права на мирные собрания проходят и у Гостиного двора, и на Дворцовой площади. Так было и в этот раз, однако участники акции под окнами Эрмитажа были немногочисленны и вели себя тихо, а потому особого внимания милиции не удостоились.

К Гостиному двору в условленное время пришли более сотни человек, где их уже ждали наряды ОМОНа в бронежилетах. Милиционеры не хотели слушать доводы людей с красной книжечкой под заглавием "Конституция" в руках и предлагали им вместо участия в мирной акции так же мирно разойтись, так как разрешения митинговать у них не было. Как водится, на мероприятии журналистов было чуть ли не больше, чем участников, поэтому все события были подробно задокументированы, в том числе и на видео.

В целом действия милиционеров сложно было назвать какими-то из ряда вон выходящими. Особо активных участников акции более-менее корректно задерживали, брали под руки - под ноги и оттаскивали в припаркованный неподалеку автобус. Общественность роптала и требовала соблюдать Конституцию, милиционеры по мегафону просили подчиняться законным требованиям сотрудников правоохранительных органов. Все как в Москве, уже привыкшей за год к собраниям на Триумфальной.

Единственным, но довольно заметным, исключением стал некий прапорщик петербургской милиции с не подходящим для его суровой внешности белым браслетом на правой руке. За этот аксессуар блогеры прозвали милиционера "жемчужным", однако прославился прапорщик не украшением, а бравой удалью и изрядным усердием в выполнении своих должностных обязанностей. Уже под конец акции он уверенной походкой прошелся мимо митингующих и поинтересовался у них, не желает ли кто-либо еще последовать в автобус для задержанных. Форма вопроса никак не подходила к облику доблестного сотрудника правоохранительных органов; прапорщик зычно произнес фразу: "Хорьки, б**! Кто еще?"

Желающие нашлись. Молодой человек в яркой футболке, житель Петербурга Дмитрий Семенов, произнес некую фразу в адрес милиционера, которая прапорщику совсем не понравилось. Со словами: "Че те не нравится?" - он подошел к мужчине, схватил его и ударил в лицо резиновой дубинкой.

Что характерно, за Семенова вступились не только митингующие, но и сами милиционеры - коллега прапорщика попытался не допустить эскалации конфликта. Сам прапорщик решил, что с оппозиционера хватит и одного удара, и потащил его к автобусу. Чуть ранее доблестный милиционер отметился нейтрализацией другой участницы митинга, схватив ее за волосы.

Через считанные часы после митинга "жемчужного прапора" склоняли в блогосфере на все лады, а Марина Литвинович дала ему еще одно хлесткое прозвище - "Евсюк".

Питерское ГУВД уже 4 августа начало служебную проверку по факту применения силы во время разгона митинга. К тому времени никаких заявлений от потерпевших милиционеры не зарегистрировали, так что решение о проверке в ГУВД было принято по собственной инициативе на основе сообщений СМИ и блогеров, на которых ссылались издания.

Спустя ровно 20 дней милиция отчиталась о результатах проверки: виновный установлен, ему объявлен выговор "за несдержанность и нарушение устава патрульно-постовой службы". Имя прапорщика не огласили, известно лишь, что он является сотрудником полка патрульно-постовой службы ГУВД по Санкт-Петербургу. Пострадавший от его действий Семенов выразил удовлетворение итогом проверки и отметил, что милиционер теперь наверняка сделает для себя соответствующие выводы. По некоторым данным, провинившийся прапорщик объяснил свое поведение тем, что "хорьком" и "серой мышкой" кто-то из толпы назвал именно его, и он не смог удержаться от ответа.

Проверкой, впрочем, дело не кончилось. 25 августа стало известно, что Следственный комитет при прокуратуре возбудил уголовное дело по факту превышения петербургскими милиционерами полномочий при разгоне митинга 31 июля. По всей видимости, причиной для этого стала жалоба Семенова на действия милиционеров, которую он подал 7 августа, то есть спустя неделю после митинга. Круг подозреваемых, впрочем, в СКП пока не установили, но особых трудностей эта процедура составить не должна.

Также в СКП обратились с просьбой к средствам массовой информации и очевидцам предоставить фото- и видеоматериалы о митинге и действиях милиции. Не исключено, что теперь к уже знаменитому, но по-прежнему безымянному прапорщику прибавятся и другие подозреваемые - на видео есть и другие эпизоды, запечатлевшие чрезмерное применение силы со стороны милиционеров. По сравнению с действиями прапорщика они, впрочем, меркнут.

В итоге получилось, что культурная столица, отставшая с реализацией лимоновской "Стратегии-31", существенно опередила Москву в правовом смысле. Пока журналист "Газеты.ру" Александр Артемьев с переменным успехом пытается доказать, что руку ему на Триумфальной сломали милиционеры, а совершенно чуждый протестным движениям Сергей Мохнаткин готовится отбывать срок в два с половиной года за избиение милиционера, в Петербурге заводят дела на милицию.

Если вдруг так случится, что дело дойдет до суда, а не будет закрыто "за отсутствием доказательств", то питерцы смогут отпраздновать знаковую победу над отдельно взятым милиционером. Только вряд ли после этого они получат разрешение митинговать по своему усмотрению.

Павел Борисов

< Назад в рубрику