Россия
21:14, 27 августа 2010

Нервный полет Командира "Русских витязей" назвали виновным в столкновении двух Су-27

26 августа Следственный комитет при прокуратуре вынес однозначный вердикт по делу годичной давности о столкновении двух истребителей Су-27 пилотажной группы "Русские витязи" над Жуковским во время тренировочного полета. Уже тогда, в августе 2009 года, стало очевидно, что причиной катастрофы была ошибка пилота. На вопрос, какого именно, дал ответ СКП - виновным признан опытнейший пилот, покойный командир пилотажной группы Игорь Ткаченко.

"Русские витязи" долгие годы были наглядным примером безграничных возможностей российских истребителей. На тяжелом, практически идентичным боевому Су-27 пилоты демонстрировали все существующие фигуры высшего пилотажа и регулярно выступали на российских и международных авиасалонах. Единственным аналогом "витязей" являются российские же "Стрижи", которые выступают на МиГ-29.

До недавних пор репутация "витязей" была безупречной. Ни одной серьезной ошибки за почти двадцать лет существования подразделения допущено не было, а единственный драматический эпизод, приведший к гибели пилотов, произошел при посадке во вьетнамском аэропорту Камрань из-за плохой организации полетов. Тогда погибли четверо асов.

"Русские витязи" 16 августа 2009 года тренировались перед выступлением на авиасалоне МАКС, который начался двумя днями позднее. Подготовка проходила не слишком гладко: командиру пилотажной группы Игорю Ткаченко приходилось постоянно менять программу выступления. Сперва вышел из строя один из самолетов, и число участников шоу пришлось сократить до пяти, а уже непосредственно перед тренировочным полетом выяснилось, что вылететь смогут только четыре истребителя.

На выходе из фигуры коллективного пилотажа "тюльпан" учебно-боевой Су-27 под управлением Игоря Ткаченко в спарке со штурманом Игорем Куриленко из "Стрижей" на высоте 300 метров протаранил носом хвостовую часть истребителя, которым управлял другой пилот "витязей" Виталий Мельник. Как установило следствие, Ткаченко погиб сразу при столкновении. Куриленко успел катапультировать и себя, и своего командира, но жизнь Ткаченко это не спасло. Успел катапультироваться и Виталий Мельник. Оба выживших пилота серьезно не пострадали, однако были госпитализированы. Сообщалось, что один из них получил перелом позвоночника, однако, по всей видимости, речь шла не о тяжелом повреждении, а о компрессионном переломе - частой травмы при катапультировании.

Оба самолета потеряли управление. Если Мельнику удалось перед тем, как покинуть самолет, направить свой Су-27 в безопасную сторону, то истребитель, которым управлял Ткаченко, рухнул на садовые участки, в результате чего серьезно пострадала женщина. Спустя пять дней она скончалась в ожоговом реанимационном отделении московской больницы номер 36. Еще пять человек получили различные травмы, было разрушено имущество на восьми дачных участках.

Сразу же после катастрофы были оглашены основные версии произошедшего. Сбой оборудования исключили - данные с "черных ящиков" никаких технических неисправностей на обоих истребителях не выявили. Версия с попаданием птицы в двигатель какое-то время рассматривалась, однако вскоре и ее признали не состоятельной. Остался человеческий фактор, в который было трудно поверить.

Игорь Ткаченко. Фото с сайта knights.ru
Lenta.ru

У "Русских витязей", за все время их существования, не было практически ни одной осечки. Единственным происшествием, в котором можно было бы обвинить пилотов, стала жесткая посадка Су-27 под управлением Сергея Климова в Братиславе. Пилот, что называется, заигрался с новой аппаратурой самолета и банально забыл выпустить шасси, в результате чего вынужден был приземляться на точки подвески ракет. Благодаря мастерству Климова посадка не обернулась катастрофическими последствиями.

У следствия, несмотря на высочайший уровень подготовки пилотов "Русских витязей", никаких других версий не оставалось. Неофициальные данные, а также многочисленные эксперты свидетельствовали, что всему виной была ошибка Мельника - существовала версия, будто он потерял ориентацию в пространстве. Сам пилот предпочел догадок не строить и вскоре вернулся в состав пилотажной группы.

Как правильно заметили летчики, лучшее лекарство в данной ситуации - продолжать свое дело, а не копаться в себе и искать причины. Хотя программа выступлений "Русских витязей" на МАКСе была отменена, они все же поднялись в воздух - полетом "витязей" салон завершил свою работу.

Спустя год летчики отдали дань своему командиру и установили памятник в виде куска крыла Су-27. 26 августа 2010 года стало известно, что именно его ошибка стала причиной первой и единственной серьезной катастрофы "витязей" во время исполнения фигур высшего пилотажа.

По одной из версий, Ткаченко находился в стрессовой ситуации. Помимо должности командира "витязей", он также был начальником 237 гвардейского центра показа авиационной техники в подмосковной Кубинке, где базируются и "Русские витязи", и "Стрижи". Таким образом, на МАКСе он был не только лидером своей группы, но и ответственным за выступления летчиков и на МиГах, и на Су.

Как пишет "Коммерсант", Ткаченко был прекрасным, опытнейшим пилотом, но не самым сильным руководителем и тяжело переживал возложенную на него ответственность. У летчика не всегда хватало времени на сами полеты, срочная необходимость корректировать программу выступления тоже, по всей видимости, сыграла свою роль. К моменту начала тренировочных полетов на поле не успел прибыть штатный диспетчер "витязей", не было полностью пройдено тестирование двигателей на земле.

Игорь Ткаченко стал "витязем" в 1993 году, то есть всего спустя два года после создания пилотажной группы. В 2003 году он возглавил группу. Именно под его руководством "Русские витязи" совместно со "Стрижами" выстроили "ромб" из девяти истребителей, чего не удавалось никому в мире. Ткаченко ошибся только один раз в жизни, но именно эта ошибка стала роковой. Посмертно ему было присвоено звание Героя России.

Павел Борисов

< Назад в рубрику