Россия
20:28, 27 августа 2010

Возня на пожарище Задержан второй автор видеообращения о расследовании поджога в Ухте

26 августа в Москве задержали автора одного из нашумевших видеообращений, критикующих деятельность правоохранительных органов. Бывшему сотруднику МВД Республики Коми Михаилу Евсееву припомнили давнее избиение жителя Чечни. Также милиционера заподозрили в разглашении гостайны. Между тем из Коми пришли неожиданные новости о ходе расследования дела, которому было посвящено видеообращение Евсеева.

Михаил Евсеев, уволившийся из МВД Коми в 2008 году, стал одним из первых последователей новороссийского майора Алексея Дымовского, который 7 ноября 2009 года выступил в интернете с критикой начальства. Выступление Евсеева было опубликовано 11 ноября. Обращаясь к президенту РФ Дмитрию Медведеву, бывший милиционер рассказал о событиях, из-за которых он некогда отказался продолжать службу в МВД. По словам Евсеева, правоохранительные органы подделали доказательства по делу о крупном пожаре в Ухте и фактически обрекли на пожизненное заключение двух невиновных людей. Евсеев заявил также, что он сам вместе с заместителем прокурора Ухты Григорием Чекалиным пытался помочь невинно осужденным, но у них ничего не получилось.

А на следующий день, 12 ноября, в интернете появилось видеообращение самого Чекалина. Правда, бывший заместитель прокурора подчеркнул, что его не стоит ставить в один ряд с Евсеевым и Дымовским (хотя впоследствии он не раз давал совместные пресс-конференции с Евсеевым). Однако темой выступления Чекалина стало именно дело о пожаре. Речь шла о торговом центре "Пассаж", сгоревшем в Ухте 11 июля 2005 года. Эксперты установили, что причиной пожара, жертвами которого оказались 25 человек, стал поджог. Летом 2009 года пожизненный срок получили Антон Коростелев и Алексей Пулялин, признанные непосредственными поджигателями. По подозрению в организации поджога арестовали братьев Фахрутдина и Асрета Махмудовых, а еще одного брата, Магомеда, объявили в розыск.

Чекалин не только заявил в своем видеообращении о фальсификации дела, но и опубликовал в блоге подробный рассказ на тему "как все было на самом деле". По утверждению бывшего заместителя прокурора Ухты, в сентябре он расследовал уголовное дело о серии грабежей салонов связи "Сотовик". Подозреваемыми по делу проходили 18-летние Антон Коростелев и Алексей Пулялин, а также еще два человека - Бахматов и Камышов. Пулялин и Коростелев решили обмануть следователей, чтобы добиться минимального наказания. Они захотели выгородить себя, раскрыв личности заказчиков грабежей. Поскольку никаких заказчиков на самом деле не было, молодые люди их выдумали. Они "по большому секрету" сказали, что их действиями руководили некие люди по кличкам "Саид" и "Толстый".

Уловка сработала. 15 декабря 2005 года Пулялин, Бахматов и Камышов получили условные сроки. Реальный срок назначили только Коростелеву - ему помешала уже имевшаяся судимость. Следователи же начали активно разыскивать мифических "Саида" и "Толстого". Розыск не дал результатов, и постепенно Чекалин начал догадываться, что грабители его обманули.

Тем временем, как утверждает Чекалин, руководство прокуратуры обратило внимание на слишком медленное расследование дела о пожаре в "Пассаже". Следователям недвусмысленно пригрозили отставкой. Тут-то их внимание и привлекли грабители салонов "Сотовик". Дело в том, что один из салонов этой сети располагался как раз в сгоревшем торговом центре. Пулялина и Коростелева вызвали на допрос и поинтересовались, не просили ли "Саид" и "Толстый" заодно с грабежами еще и поджечь "Пассаж"? Молодым людям предложили "узнать" заказчиков в бизнесменах Фахрутдине, Асрете и Магомеде Махмудовых, недавно насоливших правоохранительным органам.

Опознание прошло "успешно", но вскоре на пресс-конференции Пулялин отказался от показаний. Юноша публично заявил, что на него надавили. Более того, осужденный Бахматов рассказал, что никаких "Саида" и "Толстого" никогда не существовало, а все грабежи - его собственная идея. В итоге братья Махмудовы были реабилитированы и даже получили компенсации из бюджета.

По словам Чекалина, после этого против Пулялина и Коростелева было сфальсифицированно множество доказательств. В 2008 году Чекалин выступил в Верховном суде Республики Коми и рассказал обо всех фальсификациях. После этого ему пришлось уволиться из прокуратуры, но зато обвиняемых оправдали.

Однако вскоре Верховный суд РФ отменил оправдательный приговор и направил дело на новое рассмотрение. Тем временем в Коми произошел новый сильный пожар - сгорел дом престарелых. На этом фоне дело о пожаре в Ухте снова стало вызывать повышенный интерес. В результате летом 2009 года Верховный суд Коми приговорил Пулялина и Коростелева к пожизненным срокам заключения. Тем же летом были арестованы Фахрутдин и Асрет Махмудовы - их снова заподозрили в организации поджога. Магомед Махмудов успел скрыться и был объявлен в розыск.

Чекалин пытался жаловаться на действия правоохранительных органов в различные инстанции, но ничего не добился.

Стоит отметить, что после публикации этого рассказа и видеообращения бывшие коллеги Чекалина озвучили свою версию происходящего. Якобы бывший заместитель прокурора Ухты дружит с братьями Махмудовыми, а потому и пытается их выгородить. Кроме того, в октябре 2009 года на самого Чекалина возбудили уголовное дело. Его обвинили в даче ложных показаний на судебном процессе над Пулялиным и Коростелевым. По мнению бывших коллег, Чекалин надеется, что широкая огласка поможет ему избежать наказания за лжесвидетельство.

Сгоревший ТЦ в Ухте. Кадр телеканала НТВ, архив
Lenta.ru

В феврале 2010 года Чекалина задержали. Его пожурили за неявку на допросы по делу о лжесвидетельстве, после чего освободили под залог. А меньше чем через две недели появились подвижки в деле о поджоге "Пассажа". Было объявлено, что осужденные Пулялин и Коростелев неожиданно ощутили острый приступ раскаяния, отказались от услуг адвокатов, сами попросились на допрос и раскрыли личности заказчиков преступления. Правда, какие именно фамилии они назвали - журналистам не рассказали. Между тем, эта информация дорого стоит. Буквально через несколько дней, 20 февраля, находящиеся под арестом Фахрудин и Асрет Махмудовы объявили, что готовы заплатить за сведения о настоящих заказчиках поджога 1 миллион евро. Впрочем, на их предложение никто не откликнулся.

С тех пор в течение нескольких месяцев ни о Махмудовых, ни о Чекалине практически ничего не было слышно. А в начале августа 2010 года ситуация снова обострилась. 5 августа Чекалина вызвали на допрос по делу о лжесвидетельстве, после чего задержали и сообщили, что против него возбуждено еще одно дело. Бывшему заместителю прокурора грозит обвинение в мошенничестве - правоохранительные органы решили "дать ход" заявлению гендиректора ухтинского ООО "СтройРегионСервис" Людмилы Шкрум. Примерно год назад предприниматель пожаловалась, что Чекалин присвоил принадлежавшие ее фирме 10 миллионов рублей. До сих пор ей никто не верил, и вот наконец к ее словам решили отнестись повнимательнее.

Сразу после своего водворения в изолятор Чекалин объявил голодовку. 10 августа его выпустили под домашний арест, однако бывший заместитель прокурора продолжил акцию протеста. В беседах с журналистами он подчеркивал, что дело о лжесвидетельстве рассматривается в Сыктывкаре, а под домашним арестом в рамках дела о мошенничестве он сидит в Ухте. Таким образом, его фактически лишили возможности выступать на заседаниях и доказывать, что он не врал во время суда над Пулялиным и Коростелевым.

Впрочем, уже 13 августа Чекалин изменил свою позицию. Он заметил, что на его голодовку почти не обращают внимания не только власти, но и журналисты. Поэтому бывший заместитель прокурора прекратил акцию протеста. Он заявил, что лучше потратит силы на борьбу, и 17 августа нанял для защиты своих интересов столичного адвоката - Романа Карпинского из московской коллегии "Липцер, Ставицкая и партнеры".

Между тем трудности назрели и у второго защитника "поджигателей" - Михаила Евсеева. Пока ухтинские следователи "реанимировали" заявление Людмилы Шкрум, их коллеги из Чечни подняли еще более старые документы. Выяснилось, что в последние годы некий житель села Ачхой-Мартан несколько раз обращался в правоохранительные органы с жалобой на преступление, совершенное в 2004 году. Мужчина утверждал, что к нему в дом ворвались примерно двадцать человек в масках. Они потребовали раскрыть местонахождение его сына-боевика. Хозяин дома отказался отвечать, и ему переломали ребра.

Как теперь стало известно, жена избитого чеченца, защищая мужа, сорвала маску с одного из нападавших. Преступником оказался Евсеев, который находился в Чечне в командировке. Как именно прошло опознание, не совсем ясно. Одни СМИ сообщают, что избитый чеченец сразу узнал милиционера, потому что был с ним знаком. Другие источники утверждают, что женщина, сорвавшая маску, впоследствии увидела Евсеева на фотографии.

Так или иначе, после возбуждения дела чеченские правоохранительные органы послали в Коми запрос о местонахождении подозреваемого. 26 августа был получен ответ - по месту регистрации Евсеев не обнаружен. В тот же день чеченские следователи объявили бывшего милиционера в розыск, и уже через несколько часов он был задержан в Москве. Тут выяснилось, что в отношении Евсеева имеется еще одно уголовное дело - о разглашении государственной тайны (его подробности не раскрываются). Таким образом, теперь бывший милиционер находится примерно в том же положении, что и Чекалин. На него заведены два уголовных дела, одно из которых касается "грехов прошлого", а второе так или иначе связано с публикацией видеообращения в интернете.

Тем временем из Коми пришла весьма интересная новость, касающаяся расследования дела о поджоге в "Пассаже". Оказывается, 26 августа в правоохранительные органы республики пришел с повинной фигурант, о котором до сих пор не было известно широкой общественности. То есть известно о нем было - местная ухтинская пресса в 2006 году называла его "непризнанным героем". Сообщалось, что 11 июля 2005 года Валентин Гаджиев, увидев мечущихся по горящему "Пассажу" людей, с помощью своего джипа вырвал несколько решеток из окон торгового центра. Благодаря этому были спасены 30-40 человек.

Теперь же выяснилось, что Гаджиев давно находится в розыске по подозрению в причастности к поджогу. Ему уже предъявлено заочное обвинение. А 26 августа он сам пришел в милицию в сопровождении адвоката и заявил, что действительно являлся соучастником преступления. Правда, подробности о его роли в организации поджога не разглашаются.

Остается только гадать, какие еще сюрпризы принесет расследование дела о поджоге и сопутствующих ему дел Чекалина и Евсеева.

Татьяна Ефременко

< Назад в рубрику