Столичные власти в очередной раз озаботились судьбой международного делового центра "Москва-Сити". Недовольство темпами реализации проекта мэрия высказывала и раньше, однако далеко идущих оргвыводов не делалось. На этот раз город предъявил серьезные претензии к компании "Сити", которая управляет застройкой в будущем деловом центре, и даже пригрозил расторгнуть с компанией договор на управление проектом. В самой "Сити" не видят причин для столь радикальных мер, однако президента компании уже уволили.
Вам письмо!
Суть претензий правительства Москвы к управляющей компании изложена в письме заместителя руководителя Мосгорзаказа Дмитрия Андрюшина, адресованном председателю совета директоров "Сити" Олегу Гранкину. В послании, датированном 17 августа, говорится о "крайне неудовлетворительным уровне выполнения ОАО 'Сити' функций технического заказчика проекта". Это, отмечается в документе, привело к срыву сроков проектирования и строительства важных для развития делового центра объектов инженерной инфраструктуры.
В связи с этим, по данным газеты "Ведомости", город подготовил исковые заявления о выплате в горбюджет неустоек. Кроме того, мэрия планирует лишить "Сити" функции технического заказчика и рассматривает возможность расторжения с компанией договора на управление "Москва-Сити". Также Мосгорзаказ рекомендовал уволить президента "Сити" Алексея Бирюкова, который возглавил компанию чуть более года назад.
В самой "Сити" факт задержек по некоторым видам работ подтвердили, но подчеркнули, что они незначительны. При этом руководитель департамента городского заказа "Сити" Михаил Качалин заявил, что в низких темпах строительства есть вина городских властей. "Проблема в том, что город сам выбирает подрядчиков - зачастую они выигрывают торги, давая такие понижения цены, что потом на эти деньги невозможно даже купить стройматериалы", - пояснил Качалин, добавив, что с ноября 2009 года мэрия еще и не оплачивает "Сити" услуги технического заказчика.
Получается, у каждого своя правда. Однако, похоже, сейчас мяч на стороне столичных властей. Уже 23 августа решением совета директоров с формулировкой за "бездействие и некомпетентность" Алексей Бирюков был отстранен от должности. Его место занял Айдар Ахатов, который до этого занимал пост вице-президента компании, а еще раньше несколько лет был исполнительным директором НПО "Промэкология". На одном из совещаний в "Сити" Айхатова представил заммэра, глава стройкомплекса Москвы Владимир Ресин, отрекомендовав его как известного человека в России и опытного топ-менеджера.
Длинная история
История проекта "Москва-Сити", который по задумке столичных властей должен стать одной из визитных карточек города, берет свое начало в далеком 1992 году. Именно тогда было создано ОАО "Сити" и тогда же мэрия заключила с компанией генеральный договор на управление деловым центром. "Сити" выступает техническим заказчиком строительства дорог, энергосетей и инженерных коммуникаций, которое ведется за счет бюджета города. Компания получает 2,5 процента от стоимости работ. Также "Сити" координирует деятельность частных застройщиков "Москва-Сити". Есть у компании и два собственных, пока нереализованных проекта в "Москва-Сити" (многофункциональные комплексы на участке номер 20 и набережной Тараса Шевченко).
За 18 лет существования "Сити" структура акционерного капитала компании менялась неоднократно. В 1993 году ее акционерами стали 15 тысяч физических и юридических лиц. Участники рынка при этом отмечали, что большие пакеты акций были сосредоточены у менеджеров, близких к мэрии. В начале 2000-х годов интерес к управлению проектом стали проявлять и крупные частные инвесторы. Среди акционеров "Сити" в разное время были холдинг SPI, группа "Гута", "Норильский никель", Росбанк, структуры Владимира Лисина, Владимира Потанина и Михаила Прохорова, корпорация Mirax Group, холдинг "Базовый элемент". По информации СМИ, во второй половине 2008 года основным акционером "Сити" стал Олег Дерипаска и близкие ему структуры. По некоторым данным, бизнесмен консолидировал 83,92 процента акций. При этом сообщалось, что часть ценных бумаг находится в залоге у банка "Союз".
Заинтересованность крупного бизнеса в получении полного или частичного контроля над "Сити" была продиктована не только возможностью получать процент за выполнение услуг заказчика. Некоторые инвесторы, например, входили в капитал компании с учетом того, что в ее портфеле были два крупных девелоперских проекта. Интерес Дерипаски, который на определенном этапе активно инвестировал в сектор недвижимости, СМИ, в частности, объясняли тем, что его структуры планируют построить ряд объектов в так называемом "Большом Сити" (территория рядом с "Москва-Сити"). Сформировать пул строительных проектов на хорошей площадке до кризиса было перспективно в инвестиционном плане. Сейчас ситуация изменилась - многие застройщики думают как бы найти средства, чтобы завершить ранее начатые стройки. Для "Москва-Сити" эта проблема особенно актуальна, так как здесь реализуются действительно масштабные и затратные проекты.
18 лет спустя
Всего в деловом центре "Москва-Сити" на Краснопресненской набережной запланировано строительство 26 объектов общей площадью более четырех миллионов квадратных метров. Среди них многофункциональные комплексы с офисными, торговыми, жилыми и гостиничными площадями, административные здания, аквапарк и дворец бракосочетаний. Основными застройщиками центра выступают компании AFI Development, Enka, "Капитал груп", MosCityGroup, Mirax Group, "Интеко", "Снегири".
По данным "Сити", к настоящему моменту на территории центра построена станция метро, ветка мини-метро, ряд объектов инфраструктуры, торгово-пешеходный мост "Багратион", офисный комплекс "Башня 2000", деловой комплекс "Башня на набережной", МФК "Северная башня", одна из башен комплекса "Город столиц" и башня комплекса "Федерация". Статус у остальных проектов разный: проектируется, строится или заморожен.
По планам городских властей, большинство объектов "Москва-Сити" должны были ввести в строй в 2010 году. К концу прошлого года в деловом центре построили лишь 850 тысяч квадратных метров недвижимости. Теперь уже бывший президент "Сити" Алексей Бирюков заявлял, что к концу текущего года эта цифра увеличится до двух миллионов "квадратов", а к концу 2014 - до четырех миллионов квадратных метров (91 процент от запланированного).
Определенно сказать, почему "завис" проект "Москва-Сити", сложно. В данном случае, скорее всего, стоит говорить о комплексе различных факторов, среди которых и финансовые кризисы, и чехарда с акционерами и руководителями "Сити", и нерадивые подрядчики.
В этом году для "Москва-Сити" появился свет в конце тоннеля. По данным участников рынка, в 2010 году в "Москва-Сити" должны ввести в строй два крупных комплекса ("Imperia Tower" и "Город столиц") и центральное ядро центра. Кроме того, размораживаются еще три проекта: City Palace, Eurasia Tower и транспортный терминал с гостиницей. Сама "Сити" пообещала приступить к возведению собственного многофункционального комплекса площадью 180 тысяч квадратных метров. Кроме того, компания намерена ускорить инфраструктурное развитие "Москва-Сити", а в сентябре-октябре 2010 года презентовать стратегию дальнейшего развития проекта. Эти заявления от лица компании сделал новоиспеченный президент "Сити" Ахатов.
С одной стороны, этот факт заставляет усомниться в планах города по смене управляющей компании. Письмо из Мосгорзаказа могло быть рычагом влияния, с помощью которого мэрии удалось заменить руководителя компании. Такая версия выглядит логичной с учетом того, что отстранение "Сити" от проекта безболезненным не получится. Акционерам это явно придется не по душе, и строительство необходимой для центра инфраструктуры может застопориться. С другой стороны, замена президента и его заявления могли быть реакцией акционеров "Сити" на претензии города, попыткой сгладить ситуацию. В этом случае мэрия наверняка продолжит добиваться целей, обозначенных в письме.
При любом развитии ситуации в "Сити" можно не сомневаться, что мэрия будет педалировать процесс реализации своего самого амбициозного строительного проекта. Неопределенность с его завершением бьет по имиджу городских властей, которые почти 20 лет не могут возвести обещанный всем "город для бизнеса".