31 августа 2010 года президент США Барак Обама официально объявил о завершении военной операции в Ираке. Это произошло через семь лет и три месяца после того, как Джордж Буш-младший заявил, что война в Ираке закончилась победой. Примечательно, что Обама, в отличие от своего предшественника, не стал называть достигнутые силами коалиции результаты "победой".
Война в Ираке стала одним из самых продолжительных вооруженных конфликтом с участием США в мировой истории. Она оказала влияние не только на население Ирака, не только на американских военнослужащих и членов их семей, но и на картину политической жизни США. Тема войны в Ираке стала центральной для двух президентских предвыборных кампаний, а также для общенациональных выборов в 2006 году. Повлияет она и на результаты грядущих в ноябре 2010 года выборов, а также, вероятно, на исход президентской гонки 2012 года.
Для республиканцев вообще и администрации Джорджа Буша в частности война стала основной причиной потери популярности, оставив позади и беспомощность властей при борьбе с последствиями урагана "Катрина", и косвенное создание предпосылок для экономического спада, и коррупционные скандалы. В первые месяцы войны большинство американцев поддерживало решение о вводе войск в Ирак. Более того, сразу после первомайского объявления о победе и после поимки Саддама Хусейна в декабре 2003 года рейтинг Буша даже подрос - тогда успехи в Ираке записывали в колонку его достижений.
Главным доводом "за" войну, были, конечно, донесения разведки о наличии у Саддама Хусейна оружия массового поражения. Но еще до того, как американские эксперты признали в октябре 2004 года, что подтверждений этих донесений в Ираке не обнаружили, поддержка военной операции стала неуклонно падать: в июле 2004 года американское вторжение считали верным шагом 54 процента американцев, а в сентябре всего 46 процентов.
Джорджу Бушу все же удалось со скрипом выиграть президентские выборы 2004 года и остаться на второй срок. Однако уже общенациональные выборы 2006 года завершились победой демократов. Представители Демократической партии отвоевали у политиков-республиканцев места в Конгрессе, Сенате, а также губернаторство в нескольких штатах. Причем поражение Республиканской партии стало не столько следствием потери собственного электората, сколько тем, что сторонники третьих партий и так называемые "неопределившиеся" избиратели сочли необходимым проголосовать на сей раз за демократов. Самым важным вопросом той предвыборной кампании большинство американцев считали войну в Ираке и террористическую угрозу, а программы демократических кандидатов строились на обещании вернуть американских военнослужащих домой.
В предвыборной кампании 2008 года, участвовать в которой Буш уже не мог, быстро выделились три лидера: сенатор Джон Маккейн, склонивший на свою сторону большинство сторонников Республиканской партии, и двое демократов - Хиллари Клинтон и Барак Обама. Бывшая первая леди (а ныне госпожа госсекретарь) предлагала наиболее радикальное решение иракского вопроса: Клинтон обещала, что американские войска начнут покидать негостеприимный Ирак уже через 60 дней после ее инаугурации. Но Хиллари Клинтон сошла с дистанции, и, по иронии судьбы, не в последнюю очередь из-за Ирака. Выяснилось, что сенатор Клинтон в свое время проголосовала за начало военной операции, приложив, таким образом, руку к развязыванию войны. Сторонники Барака Обамы на протяжении многих месяцев неустанно напоминали об этом факте, пока не добились поражения соперницы на праймериз.
Джон Маккейн, воевавший когда-то во Вьетнаме и побывавший в плену, однозначно поддерживал войну в Ираке. Средствами массовой информации были широко растиражированы его слова о том, что американские войска "останутся в Ираке на сто лет", если столько потребуется для победы. Хотя оппоненты республиканского кандидата редко говорили об этом напрямую, блогеры и колумнисты уже не стеснялись публично обвинять республиканцев в определенной заинтересованности в конфликте. Республиканских политиков подозревали в связях с лоббистами, работающими на поставщиков оружия, частных охранных компаний и даже компании, занятые в сфере добычи сырья, для которых продолжение военной операции было выгоднее ее свертывания.
Барак Обама, напротив, обещал не закончить, а прекратить войну, и начать выводить американских военнослужащих из Ирака через 11 месяцев после вступления в должность. Однако вернуть войска домой Обама не клялся. Напротив, он утверждал, что следует перенаправить контингент в Афганистан, туда, где продолжают действовать ячейки "Аль-Каеды" и скрывается сам Осама бин Ладен. Следовать этой стратегии начал еще Джордж Буш - под занавес своего президентского срока он распорядился сократить контингент американских военнослужащих в Ираке на восемь тысяч человек и одновременно увеличить военное присутствие в Афганистане.
Одержав победу на выборах, Обама свое обещание выполнил. И обставил финал с максимально возможной пышностью. К записи видеообращения об окончании военной операции был обновлен интерьер Овального кабинета: как заметили наблюдательные журналисты CNN, в помещении заменили ковер, стул и диванчики. Во сколько обошлись изменения, неизвестно, но репортеров заверили, что Билл Клинтон и Джордж Буш-младший потратили на обновление обстановки Овального кабинета не меньшие суммы. Для эпохальных заявлений нужен достойный фон.
Впрочем, несмотря на формальное завершение военной операции и переход к кампании "Новая заря", в Ираке в ближайшее время останется значительное количество американских военнослужащих. Если к моменту вступления Обамы в должность президента США на иракской земле находились около 150 тысяч американских солдат, то теперь это число сократилось втрое. Оставшиеся 50 тысяч военных будут заниматься в основном обучением и подготовкой местных силовиков, пока по-прежнему неспособных самостоятельно навести и поддерживать порядок в стране. Кроме того, в Ираке будут продолжать работать наемники из частных охранных компаний, услуги которых оплачивает Госдеп.
Если стоимость перестановок в Овальном кабинете пока остается тайной, скрытой от налогоплательщиков, то затраты на войну в Ираке так просто не скрыть. Правда, власти отчитываются, как правило, по отдельным статьям - по средствам, выделенным на кампанию по линии Министерства обороны, по деньгам, потраченным Госдепом, по суммам, в которые обходится восстановление Ирака.
В принципе, каждый американец может по отдельности найти эти статьи расходов в открытых общедоступных источниках и сложить столбиком десятки шестизначных чисел. Но для ленивых все подсчитали общественные организации - так, показатели онлайн-счетчика организации National Priorities свидетельствуют об астрономических расходах на военную операцию. Согласно подсчетам экспертов этой группы, каждый американский налогоплательщик уже потратил на войну в Ираке более пяти тысяч долларов.
Что еще важнее, за время войны в Ираке погибли 4416 американцев. И Джорджу Бушу предстоит войти в историю как человеку, развязавшему эту войну в поисках мифического ОМП, а Бараку Обаме - как политику, прекратившему ее. Уже сейчас можно предсказать, что именно это демократы будут называть главным достижением Обамы в преддверии президентских выборов 2012 года. Республиканцы же, по всей видимости, будут упрекать президента в том, что войну не довели до победного конца, и вследствие этого обстановка в Ираке остается неспокойной и нестабильной (а в том, что она будет такой в ближайшие годы, сомнений нет - чудес не бывает). Так что даже после прекращения военной операции политические спекуляции вокруг Ирака не утихнут.
Юлия Савицкая