Первого сентября Департамент экономической безопасности МВД РФ объявил о прорыве в борьбе с пиратством. Впервые в российской практике возбуждено уголовное дело об использовании пиратского ПО сотрудниками крупной зарубежной компании. Вскоре стало известно и ее название - как оказалось, речь шла об LG.
Эта история началась несколько месяцев назад, когда в Business Software Alliance, защищающей интересы крупных правообладателей - производителей ПО, поступило анонимное сообщение о том, что в LG используются пиратские программы. Жалобу тут же передали в Adobe, которая как раз в то время вела с LG переговоры по тому же вопросу.
Как сообщила "Ленте.ру" председатель российской BSA и, по совместительству, сотрудница Adobe Екатерина Громова, представители компании безуспешно пытались убедить LG приобрести легальные копии программ. Позднее BSA послала в LG предупреждение о недопустимости использования пиратских программ, но на него тоже не ответили.
По словам представителя Adobe Игоря Слабых, поведение LG нетипично, так как обычно крупные компании реагируют на подобные призывы. Кроме того, правообладатели обычно не обращаются сразу в милицию. Он подчеркнул, что Adobe всегда старается мирно уладить вопрос.
В LG сообщили, что проверка на законность использования ПО действительно проводилась и прошла 30 ноября 2009 года. Представители компании заявляют, что все используемые программы - лицензионные, а сама LG полностью сотрудничает с проверяющими органами.
box#2093164
Правда, в BSA говорят, что обращение отправляли в декабре или январе, а сама проверка прошла ближе к концу зимы. Кто лучше помнит эту дату, не ясно.
Департамент экономической безопасности МВД занимается крупными делами. И за LG он взялся тоже по-крупному.
По словам Слабых, на компьютерах было обнаружено 43 пиратских Adobe Photoshop, 25 Adobe Acrobat, одна Adobe Photoshop Light Room и 3 программы Adobe Illustrator. В оперативной съемке МВД, которую выложили на YouTube сотрудники ДЭБ, также упоминается Adobe Distiller. Кроме того, были обнаружены и нелицензионные программы других компаний, в частности, Corel.
Всего в ходе обыска было изъято 44 системных блока и 17 ноутбуков с пиратским софтом. Обычно, как отмечает Громова, изымают 5-10 компьютеров. По предварительным оценкам, ущерб, нанесенный правообладателям, превышает два миллиона рублей - большая часть приходится на продукты Adobe.
На экспертизу и все остальные процедуры, предшествующие возбуждению уголовного дела, ушли месяцы. Сейчас дело заведено по части 3 статьи 146 ("Нарушение авторских и смежных прав"). Речь про деяния, совершенные в особо крупном размере (ущерб больше 250 тысяч рублей), либо группой лиц по предварительному сговору, либо лицом с использованием служебного положения. В общем, до шести лет лишения свободы со штрафом в размере до пятисот тысяч рублей.
Пока совершенно неясно, как будут развиваться события. В частности, в ДЭБ нам заявили, что еще не предъявляли обвинений и поэтому в интересах следствия даже не могут назвать организацию, где проходила проверка. Во всех публичных материалах LG и проходит как "крупная иностранная компания".
В BSA не собираются останавливаться на достигнутом. По данным альянса, в России уровень пиратства составляет 67 процентов. В целом по миру этот показатель равен 35 процентам. Таким образом, место для снижения доли пиратских программ в России есть.
Как говорит Громова, дело LG может стать примером для объяснения рынку рисков использования пиратского ПО. При этом важно, что эти риски не зависят от того, крупная компания или нет, западная или российская.
Судя по LG, от проверки до публичного объявления о возбуждении уголовного дела проходит не один месяц. Так как Adobe с BSA вряд ли остановятся на LG, к теме можно будет вернуться как раз к концу осени, а то и зимой - в общем, через год после обысков.