Театральные скандалы для России - явление, увы, привычное. Однако происшествие в екатеринбургском Театре эстрады может смело претендовать на титул самого громкого подобного события за 2010 год. А всего и надо-то было - уволить основателя театра и заменить его популярным исполнителем музыки в стиле "русский шансон".
Александр Васильевич Новиков родился в 1953 году на острове Итуруп Курильского архипелага, в поселке Буревестник. Музыкой стал заниматься в конце 1970-х, начав с рока, а затем переключившись на то, что сам называет городским романсом. В 1984 году певец был арестован, а в 1985 году - осужден на 10 лет строгого режима за изготовление и сбыт электромузыкальной аппаратуры. В 1990 году сиделец был освобожден, а позднее приговор отменили. Новиков - автор альбомов "Вези меня, извозчик", "Шансоньетка", "С красавицей в обнимку", "Записки уголовного барда", "Журавли над лагерем", "Понты Амура" и многих других.
Очередной этап творчества Александра Новикова начался весной 2010 года. Тогда недавно назначенный губернатор Свердловской области Александр Мишарин внезапно уволил директора местного Театра эстрады Николая Головина вопреки несогласию творческого коллектива. Новым руководителем был назначен Максим Лебедев, директор Новикова и организатор концерта в честь инаугурации Владимира Путина. Лебедев, в свою очередь, и сделал Новикова худруком театра.
В Екатеринбурге это произвело шок - действительно, у нас как-то не принято увольнять основателей театров. Головин списал произошедшее на интриги в правительстве области и предсказал своему бывшему театру незавидную судьбу - массовые увольнения, которые начнутся со "стариков", прекращение работы детских коллективов и даже возможную приватизацию.
Вскоре опасения старого худрука частично стали сбываться. Не объявляя о том, с кем из труппы театра будет продлен контракт, администрация начала кастинг новых сотрудников. "Сами посудите, какие требования они предъявляют к участникам кастинга: вокал, танец… Все, чему нас учили, уже не требуется", - заявил местным СМИ артист театра Вячеслав Апыхтин. Затем стало известно, что Новиков решил избавиться от драматической студии и балетных танцоров. "Для балетной труппы есть театр оперы и балета, для драмкружка - драмтеатр. Это эстрадой не является", - заявил певец. Страшно подумать, что будет, например, с московскими театрами Сатиры и Армии, если их руководители окажутся такими же блюстителями чистоты жанра.
По городу поползли слухи о массовом увольнении актеров, которые администрация поспешила опровергнуть, отметив, впрочем, что насильно никто никого не держит. Впоследствии стало известно, что увольнения все же состоялись: мест лишились те 30 артистов, которые не явились на общий кастинг. Таким образом, смотр талантов оказался проверкой на верность. В ответ уволенные артисты, в том числе балетные, пообещали подать в суд на руководство театра с требованием восстановить их трудовые права и выплатить моральную компенсацию.
Новиков тем временем успел развить на новом посту бурную деятельность. Прежде всего, он пообещал, что "русского шансона", как и балета, в театре не будет. "Площадки, на которых я выступаю, в три раза больше, чем эта", - сказал певец. Кроме того, он пообещал новые премьеры, больше работы с детьми, постановку от Кшиштофа Занусси и Медведева с Меркель в гости (в итоге президент с канцлером пошли все же не в театр, а в ресторан).
Но больше всего нового худрука прославил другой пиар-ход. Над входом в театр была повешена растяжка, долженствующая знаменовать собой пришедшие с Александром Васильевичем Новиковым перемены: А.В.НОВый театр. Как в связи с этим шутили остроумные екатеринбуржцы, догадайтесь сами.
Однако до поры все эти события оставались региональными сенсациями. Статус всероссийского скандала история с назначением Новикова получила благодаря спектаклю "Голубой щенок". Многим памятен замечательный музыкальный мультфильм, поставленный в 1976 году режиссером Ефимом Гамбургом по сценарию Юрия Энтина. Спектакль с таким названием был и в екатеринбургском Театре эстрады - до прихода Александра Новикова. Как сообщает E1.Ru, на пресс-конференции 24 июня худрук театра назвал постановку "карикатурной с намеком на педофилию, не соответствующей сегодняшним реалиям и представлениям хотя бы из-за названия".
Скандал поднялся огромный. Режиссер детского балетного спектакля Марина Головина собралась подавать на Новикова в суд. Журналисты достучались до Юрия Энтина, который слова Новикова не одобрил. СМИ, наконец, вспомнили про письмо Новикова Владимиру Путину от 7 января 2004 года, озаглавленное "Шоу голубой обезьяны", в котором певец выступал против "воинствующих педерастов" на ТВ (ср. также в интервью от того же года про шоу-бизнес: "С одной стороны евреи, с другой - пидоры, а некоторые и то и другое в одном лице").
Дело дошло до того, что Новикову пришлось созывать отдельную пресс-конференцию по поводу "Голубого щенка". На ней он разъяснил, что спектакль был снят не из-за слова "голубой" в названии, а из-за низкого художественного уровня и недостаточного исполнительского мастерства. А те СМИ, которые связали снятие спектакля с гомофобией, Новиков назвал "вувузелами гомосексуализма". По словам худрука, он "не позволил сделать из этой доброй и красивой сказки балаганный, дешевый, самодеятельный педофильник".
Скандал вокруг Новикова вернулся в информационное поле в конце августа, когда в конфликт между старой труппой и новым руководителем вмешался руководитель Союза театральных деятелей РФ Александр Калягин. В письме к министру культуры Свердловской области он рассказал о жалобах коллектива на хамство и грубость со стороны Новикова, а также многочисленные увольнения. Калягин призвал чиновников и руководство театра к соблюдению морали и профессиональной этики: "Все-таки мы работаем не на свиноферме, а в достаточно тонкой области, в сфере искусства".
Ответ не заставил себя долго ждать. "Если бы Вы проверили пришедшую Вам анонимную (коллектив театра) информацию и узнали мнение о происходящем в далеком от Вас Уральском государственном театре эстрады этих людей, думаю, Вы получили бы более беспристрастную информацию, на основании которой можно было бы делать более оправданные выводы", - написал Калягину свердловский министр Алексей Бадаев. Версию о дезинформации руководителя СТД РФ развил и Новиков в интервью "Новым известиям": "Эти, с позволения сказать, 'актеры' - коллективный балетно-драматизмный Фредди Крюгер, бьющийся в эпистолярной эпилепсии, рассылающий свои глумы и кощуны во все мыслимые и немыслимые инстанции - от президента до Спортлото". Ответы, что и сказать, исчерпывающие.
Стоит отметить, что скандал вокруг Новикова выделяется на фоне остальных лишь личностью главного героя да абсурдной историей с "Голубым щенком". На деле же подобные инциденты в российских театрах происходят во множестве, и провинциальные актеры и режиссеры привыкли к своему фактически бесправному положению. Театры закрываются, зарплаты не платят, сотрудников увольняют, руководители меняются без согласия коллектива, актеры объявляют голодовки - только обо всех ли этих событиях пишут федеральные газеты?