Экономика
21:31, 2 сентября 2010

Дорога в никуда "Аэрофлот" потребовал у Москвы компенсации за пробки на Ленинградке

Ирина Рябова

Июньский скандал с многокилометровыми пробками на столичном Ленинградском шоссе, который, казалось бы, к концу лета начал затихать, неожиданно напомнил о себе. 1 сентября стало известно, что "Аэрофлот" подал в Арбитражный суд Москвы иск к правительству города, требуя многомиллионной компенсации за транспортный коллапс. В мэрии заявили, что иск перевозчика направлен "не по адресу", и посоветовали сначала разобраться, кто же на самом деле виноват в возникновении пробок.

Как все начиналось

В конце июня движение на 24-м километре Ленинградского шоссе, соединяющего столицу с "Шереметьево", было неожиданно резко ограничено из-за ремонта путепровода. В частности, была сужена проезжая часть на самом мосту через железную дорогу (до двух полос из шести), а также перекрыты съезды на Ленинградку с внешней стороны МКАД и с Международного шоссе.

В Федеральной службе по надзору в сфере транспорта (Ространснадзоре) заявили, что починка моста необходима, так как сооружение сильно пострадало от коррозии. Московские власти обозначили срок ремонта - как минимум три месяца, до 1 октября.

Из-за ремонта на Ленинградке уже в первый день ограничения движения возникли многокилометровые пробки. В ситуацию был вынужден вмешаться премьер-министр России Владимир Путин, а затем по его указанию к разбирательствам подключились Генпрокуратура и Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Уже в начале июля под давлением недовольных автомобилистов на перекрытом путепроводе были введены дополнительные полосы для транспорта и движение на шоссе в целом нормализовалось. Срок окончания ремонта путепровода, однако, был передвинут на месяц - с 1 октября на 1 ноября.

Кто виноват

Почти сразу же после возникновения пробок на Ленинградке генеральный директор "Шереметьево" Михаил Василенко обвинил в происходящем власти Москвы. Как заявил Василенко, ремонт путепровода был начат без предупреждения, да еще и в период летних пиковых нагрузок на аэропорт, который на тот момент обслуживал более 70 тысяч человек в день.

Кроме того, Василенко предположил, что за счет созданных специально пробок столичные чиновники хотели создать преимущества аэропорту "Внуково" (принадлежащего правительству Москвы), где как раз в начале июля открылся новый пассажирский терминал. В Ространснадзоре, однако, не усмотрели никакой связи между открытием нового терминала во "Внуково" и заторах на шоссе к "Шереметьево".

В Генпрокуратуре впоследствии также возложили вину за пробки на столичную администрацию, которая не приняла мер для сохранности путепровода и должным образом не предупредила москвичей о ремонте моста. Генпрокуратура также обвинила в сложившейся ситуации Росавтодор, однако в этом ведомстве решение прокуроров оспорили.

В ФАС в начале августа сообщили, что не нашли нарушений при ограничении движения на 24-м километре Ленинградки. Однако антимонопольщики отметили, что система информирования граждан о готовящемся ремонте (в рамках нее были установлены 32 информационных щита и 21 дорожный знак) была "недостаточно проработана".

Иск "Аэрофлота"

1 сентября Арбитражный суд Москвы зарегистрировал иск "Аэрофлота" к столичному правительству. Крупнейшая российская авиакомпания потребовала у властей Москвы компенсацию в 112,299 миллиона рублей, аргументировав это тем, что перевозчик серьезно пострадал от июньских пробок на Ленинградском шоссе.

Ранее в "Аэрофлоте" указывали, что только за первый день пробок компания потеряла 700 тысяч евро. По словам представителя перевозчика Андрея Колмыкова, 1300 пассажиров "Аэрофлота" опоздали на рейсы, и авиакомпании пришлось вернуть им три четверти стоимости билетов. В дальнейшем, по данным "Аэрофлота", ежедневные потери компании из-за заторов составили 400 тысяч евро.

В столичной мэрии на информацию об иске "Аэрофлота" отреагировали быстро и довольно резко. В тот же день, 1 сентября, пресс-секретарь мэра Москвы Сергей Цой заявил: "Мы пока не видели этого иска, но если он действительно существует, то он является плодом воспаленного сознания".

Цой пояснил, что иск перевозчика направлен не по адресу и авиакомпании "необходимо повнимательнее проанализировать, что же явилось причиной ситуации, сложившейся в конце июня на участке Ленинградского шоссе".

Представитель мэра напомнил, что полностью закрыть путепровод над шоссе у администрации Москвы потребовали органы транспортной прокуратуры и Ространснадзор. Однако власти города, "учитывая интересы автомобилистов, закрыли движение лишь по одной полосе". Таким образом, как предположил Цой, в "Аэрофлоте", видимо, "побоялись обращаться с иском к прокуратуре и Ространснадзору".

Тем не менее, администрации Москвы стоит приготовиться к новым искам. Ранее, кроме "Аэрофлота", на ущерб от пробок жаловались и другие компании: в частности, IKEA сообщала о том, что число посетителей "Меги" сократилось на треть, а в DHL заявляли, что эффективность курьерской доставки снизилась на 20 процентов. Теперь им только остается дождаться исхода разбирательства Москвы с "Аэрофлотом".

< Назад в рубрику