Скоростной поезд "Сапсан", который связывает четыре города в России, может быть поставлен на международные линии. По словам посла Украины в России Владимира Ельченко, РЖД намерена запустить скоростной поезд "Сапсан" между Россией и Украиной. В РЖД слова дипломата тактично опровергли, но не исключено, что "Сапсаны" на направлении Москва-Киев все-таки появятся. Это чревато для россиян и украинцев большими неприятностями.
"На прошлой неделе я встречался с Якуниным (президент РЖД Владимир Якунин - прим "Лента.ру"). Он сказал, что они хотят пустить "Сапсан" на Киев", - сказал 2 сентября Владимир Ельченко на встрече с губернатором Петербурга Валентиной Матвиенко. Никаких деталей он не привел. Позднее в РЖД выпустили сообщение, в котором отметили, что "говорить о сроках и стоимости реализации проекта, а также о том, какой подвижной состав будет использован на этом направлении, пока преждевременно".
Сейчас "Сапсан" ходит только по маршруту Санкт-Петербург - Москва - Владимир - Нижний Новгород. Впервые он отправился в путь 17 декабря 2009 года. "Сапсаны" способны развивать скорость до 250 километров в час, и расстояние между Петербургом и Москвой преодолевают за три часа и 45 минут. В Нижний Новгород из Москвы на "Сапсане" сейчас можно добраться за четыре часа, а к 2013 году время в пути сократится до трех часов.
В России "Сапсан" - это не просто высокоскоростной поезд, но и символ модернизации экономики страны, имиджевый проект. Символ из "Сапсана", при этом, вышел совершенно неоднозначный. Несоответствие скоростного поезда окружающей его стране дошло до того, что "Сапсан" стали представлять каким-то мифическим животным, буквально пожирающим россиян, которые регулярно попадают под его колеса. Атаки вандалов, забрасывающих "Сапсан" всем, что попалось под руку, описывали едва ли не в терминах марксистской риторики.
Отчасти причина проблем "Сапсана" кроется в преувеличенном интересе к скоростному поезду РЖД, но есть и действительно провальные моменты, которые сложно отрицать. Из-за "Сапсанов" была перекроена сетка движения поездов, а некоторые составы оказались просто отменены. Помимо того, что стоимость проезда на "Сапсане" оказалась довольно высокой, выросла и цена билетов на другие поезда (последнее, впрочем, зависит от многих факторов), которые ходят на этих же направлениях.
Больше всего, естественно, РЖД критиковали за скоростные качества поезда, который движется почти на 100 километров в час медленнее, чем должен. "Сапсан" вынужден ходить по старым путям, неподготовленным для поездов такого класса. Современный поезд просто "прикрутили" к несовременной инфраструктуре, не подумав о переездах и переходах, которые пересекает железнодорожное полотно. В результате по пути следования "Сапсанов" автомобильные переезды перекрывают за полчаса до прохода поезда. Вот и проносится теперь "Сапсан" мимо российских деревень и городов, жители которых чертыхаются вслед уносящемуся экспрессу.
Запуск "Сапсана" в сторону Киева столкнется ровно с теми же проблемами, какие преследуют поезд на внутрироссийских направлениях.
В июне глава РЖД Владимир Якунин и генеральный директор Государственной администрации железнодорожного транспорта Украины ("Укрзализныця") подписали соглашение о развитии скоростного железнодорожного движения между странами. В частности, речь шла о маршрутах Москва-Киев, Москва - Адлер (через Харьков) и Москва - Симферополь. Для проработки возможности запуска высокоскоростного сообщения на "специализированной пассажирской магистрали" было определено направление "Москва-Киев".
Даже приблизительная стоимость всего проекта на тот момент не называлась. По предварительным подсчетам, которые приводили украинские СМИ, подготовка инфраструктуры только украинского участка железнодорожных путей между Москвой и Киевом обойдется в 300 миллионов долларов. При этом сообщалось, что для реализации данного проекта РЖД собиралась использовать электровозы ЭП-20, развивающие скорость до 200 километров в час. Пока что, однако, их производитель ("Трансмашхолдинг") обладает лишь проектами таких локомотивов.
Спорить с тем, что скоростные поезда были бы не лишними на участке Москва-Киев, бессмысленно. Десятки тысяч человек благодаря таким поездам получили бы возможность значительно экономить время, не прибегая к услугам авиалиний. Но для этого России и Украине придется проложить новую, отдельную железную дорогу, которая позволит "Сапсанам" полностью использовать свой потенциал.
Сейчас инфраструктура и подвижной состав железных дорог, как в России, так и на Украине, не позволяют принципиально повысить скорость движения. Причем это касается как украинского, так и российского участка дороги (345 и 512 километров соответственно). Максимально допустимая скорость на этих участках, модернизированных несколько лет назад, не превышает 140 километров в час, тогда как для значительного сокращения времени движения требуется скорость хотя бы в 200 километров в час.
Короче говоря, запусти РЖД "Сапсаны" в Киев, существенно увеличить скорость перевозок из-за полотна компании не удастся. Правда, стороны планировали изменить систему пригранично-таможенного контроля (контроль пассажиры, вероятно, будут проходить прямо в пути), чтобы остановки на границе не тормозили поезда, но и это не позволит "Сапсанам" бегать намного быстрее.
Дело в том, что ночные поезда просто не должны ходить быстрее, чем они ходят сейчас (от 9 с половиной часов и более), а если "Сапсаны" будут запущены днем, то отмена вынужденного простоя на границе не сильно повлияет на их скорость. Ну а сидеть по 7-8 часов, даже в комфортабельном "Сапсане", удовольствие сомнительное.
Сейчас РЖД эксплуатируют восемь "Сапсанов", закупленных у немецкого концерна Siemens. Общая стоимость контракта на поставку этих поездов в 2006 году составила 276 миллионов евро. Кроме того, немецкая Siemens получила контракт стоимостью в 354 миллиона евро за техобслуживание составов в течение 30 лет. Чтобы организовать движение в Киев, компании придется закупить еще минимум столько же "Сапсанов", что чревато новыми расходами для РЖД. При этом жертвами "скоростного" движения станут множество других поездов, которые неизбежно выкинут из расписания.
В РЖД, запуская "Сапсаны" в Нижний Новгород, не скрывали, что это направление для поезда будет убыточным. При этом в руководстве компании отмечали, что, мол, ради модернизации можно и потерпеть. Перспективы удорожания и без того не самого дешевого проезда в Киев, сейчас, понятное дело, оценивать рано, но как минимум стоит принять во внимание.