С первого сентября журнал "Популярная механика" начал новый проект - популярный лекторий. Раз в неделю специалисты в различных научных дисциплинах будут читать лекции для всех желающих. Лента.Ру побеседовала с главным редактором журнала Сергеем Апресовым о лектории, планах его развития, а также об особенностях выпуска научно-популярных журналов.
Лента.Ру Начнем с простого и наивного вопроса – почему вы решили организовать лекторий?
СА Дам вам такой же наивный ответ – а кто как не мы? Жизнь прекрасна, удивительна и интересна, но люди об этом не знают. Существует масса форматов подачи информации, и хорошая лекция, неважно, лекция ли это в институте, или научно-популярная лекция – это фактически всегда шоу. А хорошие лекторы - всегда шоумены. Лучшие ученые на планете - те, кто находится на переднем крае науки - они практически всегда потрясающие популяризаторы. Если у человека есть полное понимание того предмета, о котором он рассказывает, то он всегда сможет объяснить его просто, выстроить логическую цепочку с нуля и до момента осознания аудиторией всей концепции. Как правило, такие лекторы умеют и управлять вниманием слушателей, и развлекать их, и доставлять им удовольствие.
Сказать, что никто кроме нас не организует научно-популярные лекции, было бы слишком сильно. Безусловно, такой формат подачи информации существует, но процент научно-популярных лекций среди всех прочих многочисленных мастер-классов по мыловарению, валянию шерсти, приготовлению вкусной еды и так далее просто ничтожен. Мы хотим исправить это положение.
Лента.Ру По какому принципу вы будете отбирать лекторов?
СА Это не так сложно, как кажется, потому что, во-первых, во время работы над журналом мы общаемся с большим количеством самых разных специалистов и, соответственно, представляем, какие люди могли бы рассказать что-то интересное по той или иной теме. Во-вторых, научно-популярные лекции – зверь редкий, но все же существующий, поэтому мы знаем немало людей, которые являются классными лекторами. Их мы и будем приглашать к нам в лекторий.
Лента.Ру А вы отбираете лекторов или темы?
СА Базовый вариант - мы смотрим, какие интересные темы есть в соответствующем номере журнала, и приглашаем специалистов по этим темам. Но есть некоторые люди, которых мы бы прицельно хотели видеть в числе своих лекторов, поэтому их мы специально зовем, чтобы они рассказали о том, чем занимаются.
Лента.Ру У вас есть представления о том, как будет выглядеть аудитория лектория? Как вы предполагаете, она будет совпадать с аудиторией журнала или все же будет отличаться?
СА Безусловно, мы очень надеемся и практически уверены, что на лекции придет много наших постоянных читателей. Но, кроме того, мы думаем, что их будут посещать те, кто не читал "Популярную механику" раньше, а также те, кто предпочитает другой формат подачи информации, нежели журнальные статьи. Например, многим людям не нравится читать длинные тексты, а нравится слушать и общаться. Соответственно, мы будем продвигать лекторий как отдельный продукт, а не как что-то, жестко связанное с журналом.
Лента.Ру Судя по месту, где будут проходить лекции (центр современного искусства “М’Арс”), и по тому, как они анонсируются (в частности, на сайтах Look At Me и “Теории и практики”), вы ориентируетесь, в первую очередь, на молодых людей? Это так?
СА Пожалуй, да. Наша аудитория молодеет. Для слушателей постарше формат нашего журнала оптимален, так как они предпочитают глубокую аналитику, любят читать достаточно длинные по меркам интернета статьи. Для более молодой аудитории предпочтителен более легкий формат подачи информации - более интерактивный, более графичный. Я сам, например, больше люблю инфографику, чем длинные тексты.
Лента.Ру Почему?
СА Этот формат позволяет узнать больше интересной информации, затратив меньше времени и сил. Многие считают, что большой текст дает большую глубину понимания, чем та же инфографика. Это заблуждение. Здесь вопрос в эмоциональном настрое: кому-то приятнее читать литературный, хорошо написанный текст, а кому-то (обычно тем, кто помоложе) интереснее получать видеоконтент, общаться с лектором напрямую или смотреть картинки и самим копаться в деталях. То есть молодые предпочитают меньше воспринимать и больше действовать.
В длинной статье журналист ведет читателя за собой, предлагая вместе с ним в точности пройти весь путь, все переживания. Инфографика погружает читателя в ситуацию и заставляет переживать собственные эмоции. Зачастую этого достаточно, чтобы побудить его разобраться в теме и даже взяться за дополнительные материалы. И в итоге человек усвоит предложенные сведения так же хорошо, как после прочтения статьи.
Лента.Ру А каковы планы развития лектория?
СА Планы у нас самые далеко идущие. Так как научно-популярных лекций на рынке очень мало, мы рассчитываем занять эту нишу, чтобы со временем возникла стойкая ассоциация “научно-популярные лекции – ‘Популярная механика’”. Также мы планируем выезжать в другие города, кроме Москвы. Кроме того, у нас есть мечта пригласить таких звезд, как, например, Стивен Хокинг - в России он вполне может собрать стадион. Еще есть мысль открыть в будущем постоянные филиалы лектория в других городах.
У лекций есть одно важное отличие от журнала – на них собирается определенный круг людей, определенное сообщество. Во-первых, это сами лекторы – живые люди, которые занимаются тем, что меняют нашу жизнь и двигают вперед прогресс. Во-вторых, это слушатели – те, кто интересуются наукой и хотят быть частью этого движения вперед. Если все эти люди объединятся, то смогут добиваться своей цели еще более интенсивно и успешно.
Лента.Ру Какой цели? Изменить мир?
СА Изменить нашу жизнь. Вполне возможно, что на базе этого нашего сообщества мы сможем организовывать конференции, что-то обсуждать, делать какие-то общие дела, которые помогут претворить в жизнь большие планы.
Вообще, я призываю отказаться в этой области от всякого скепсиса. Вокруг есть очень много людей (вы даже себе не представляете, сколько их, мы сами все время удивляемся), которым не сидится на месте, которые что-то изобретают, делают своими руками какие-то вещи, ставят эксперименты. Всем этим они занимаются просто для того, чтобы скрасить свою жизнь, сделать ее более веселой. Иногда эти люди совершают действительно большие дела, просто они широко не афишируют то, чем занимаются. Что очень важно – они надеются только на себя, не ждут ни от кого помощи или инвестиций. У этих людей и так уже многое получается, а если нам удастся их объединить – это будет совсем замечательно.
Лента.Ру Давайте теперь поговорим уже не только о лектории, а о популяризации науки вообще и об издании научно-популярных журналов в частности. С какими трудностями сталкиваются издатели научно-популярных журналов, особенно в России?
СА На самом деле все вопросы про российскую специфику немного надуманы. Недавно я встречался со своим коллегой из американской “Популярной механики” Джеймсом Мэгсом (James Meigs), и мы долго беседовали о том, как мы делаем наши журналы, о проблемах, с которыми мы сталкиваемся, о том, какие радости получаем от своей работы. Оказалось, что все эти процессы у нас очень похожи. Самая главная проблема в научно-популярной прессе - это кадры. Для того чтобы хорошо писать о науке и технике, человек должен быть одновременно и гуманитарием и технарем. Таких людей очень мало - рынка научных журналистов и редакторов вообще не существует. Каждый наш редактор - совершенно уникальный, штучный товар. А в России дело происходит или в США – неважно.
Лента.Ру Но неужели российские и западные читатели совсем не отличаются по своим предпочтениям? По тому, какие темы им интересны?
СА Безусловно, есть предпочтения. Например, российская аудитория очень любит космос, точно так же, как российская аудитория любит оружие. Хотя насчет оружия, выяснилось, что это не только наша специфика – о нем не меньше любят читать и в Европе, и в Америке. Основная разница между российской и американской аудиторией вот в чем: так как в Америке широко распространена частная собственность и многие живут в своих домах, то там люди творчески относятся к своему быту. Поэтому в США научно-популярные журналы в большой степени посвящены тому, как сделать что-то своими руками. Журналы меньше уделяют внимание фундаментальной науке и последним достижениям прогресса, и больше тому, что человек может сделать самостоятельно и примерить на себя.
У нас баланс немного смещен в сторону высоких материй: российские читатели любят фундаментальную науку, любят узнавать о новейших научных открытиях именно в масштабах всего человечества.
Лента.Ру А как выглядит типичный читатель журнала “Популярная механика”? Вы как-нибудь выясняли, кто вас читает?
СА Да, мы регулярно проводим встречи с читателями, поэтому хорошо представляем, кто они. По возрасту, по социальному положению, по профессии это очень разные люди, но есть одна важная черта, которая их объединяет. Обычно наши читатели – это увлеченные люди, люди, у которых есть хобби. Когда у человека есть какое-то одно увлечение, когда он отдает свои силы, энергию и творческий потенциал некоему занятию, которое не связано с его основной работой, то, как правило, этот человек с интересом относится и к другим хобби. Ему просто интересно узнавать, чем живут люди, насколько разнообразен мир.
Лента.Ру А кто, по вашему мнению, должен читать научно-популярные журналы?
СА Все.
Лента.Ру Все? То есть, например, мать пятерых детей в перерыве между готовкой и отправкой детей в школу должна вникать в статьи о космосе?
СА Она обязательно должна это делать именно потому, что ей предстоит выводить своих детей в мир. Конечно, как я могу давать советы матери пятерых детей? Но, мне кажется, это здорово, когда ребенок вырастает интересующимся, внимательным к окружающему миру. Когда человеку небезразличен мир вокруг него, он видит больше вариантов для реализации своих собственных целей, будь то достижение материального благосостояния или душевного комфорта. Поэтому, я думаю, что и родителям и детям важна научно-популярная пресса как способ развлечения и как способ через игру совершенствовать свое взаимодействие с окружающим миром.
Лента.Ру А что привлекает столь разных людей в научно-популярных журналах?
СА На мой взгляд, чтение научно-популярной прессы во многом сходно с чтением фантастики, только эта фантастика еще и воплощена в жизнь. Когда человек читает о какой-то новой технологии, которая уже реализована, он осознает, что будущее уже наступило и что он в этом будущем сейчас живет. Я часто задаю разным людям один и тот же вопрос: кто сейчас быстрее придумывает будущее – писатели-фантасты или ученые? И, вы знаете, однозначно ответить на этот вопрос в наше время уже нельзя. Многие фантасты мыслят немного устаревшими категориями, они не выходят за рамки классики жанра, и в итоге описывают, то, что уже давно существует в лабораториях, а иногда даже в магазинах.
Кроме того, прочитав журнал, человек получает удовлетворение от того, что он стал немного образованнее, расширил свой кругозор. То есть после знакомства с научно-популярными статьями человек начинает сам о себе думать лучше.
Лента.Ру Восторг, фантастика, радость – это все, конечно, здорово, но ведь большая часть того, о чем пишут в научно-популярной прессе, читатель, как ни крути, не может применить в собственной жизни. Я не могу пойти в магазин и купить Большой адронный коллайдер, даже если очень хочу это сделать. Поэтому такой вопрос: как соотносятся тиражи научно-популярных изданий с тиражами журналов, в которых публикуют чисто практические советы, пригодные для каждодневной жизни?
СА Я подозреваю, что смогу вас удивить. Конкретных данных не назову - эту статистику надо отдельно готовить, а я не держу все цифры в голове. Но тем не менее. В нашем издательском доме Independent Media “Популярная механика” по тиражам занимает одну из первых позиций (кроме “Популярной механики” Independent Media выпускает такие журналы, как Cosmopolitan, Esquire, Men’s Health, “На Рублевке” и другие – прим. Ленты.Ру).
Научно-популярная пресса вполне популярна, другое дело, что она очень сложна в производстве. Рискну предположить, что выпускать журнал о науке и технике несколько сложнее, чем модный глянец или автомобильные издания, и именно поэтому научно-популярных журналов не так много. А вовсе не потому, что такие журналы не пользуются успехом.
Лента.Ру А существуют ли какие-то приемы, которые позволяют сделать рассказ, ну, скажем, о новых ракетных двигателях интересным?
СА Вообще, техника довольно далека от человека. Фактически, есть два основных способа написать о технике так, чтобы заинтересовать многих, а не только заядлых технарей. Первый способ – это рассказать о человеке, который за этой техникой стоит, потому что мы всегда сопереживаем другим людям, это особенность человеческой психологии. Второй способ – рассказать о чем-то, что очень близко к человеческой жизни, к быту самого читателя. Например, если человек часто летает на самолете, то ему будет интересно, как устроен авиадвигатель будущего, на котором, он еще, может быть, успеет полетать.
Вот эти два способа представления материала и делают науку близкой. Хотя, знаете, в последнее время появилась еще одна тенденция, кстати, очень модная. Она объясняет, например, почему так популярен Стивен Хокинг. Дело в том, что в наше время жизнь стала слишком стремительной и непростой. Люди настолько замучились в быту, они так много работают на однообразной работе, что им вновь стало интересно смотреть на звезды, думать о том, как устроена наша Вселенная. Все это настолько непохоже на повседневную жизнь и в то же время реально, что позволяет им отвлечься и почувствовать себя сопричастными к чему-то очень большому, светлому, красивому и мощному.
Лента.Ру После такой поэзии даже неловко задавать чисто практический вопрос, но тем не менее. В последнее время все больше бумажных изданий переезжают в интернет. Но в сетевых СМИ одним из основных требований является скорость. На ваш взгляд, возможно ли писать о науке, находясь в постоянном цейтноте?
СА Принципиальный ответ – да, возможно. В разных материалах может быть разное соотношение новизны и аналитики. Аудитория подготовленная, образованная или увлеченная определенными сферами науки может следить за новостями физики, химии, электроники или любыми другими в интернете. Такие люди способны сами оценивать эти новости, и им в данный момент нужна не аналитика, а оперативность. То есть новости в интернете и аналитические статьи в журнале – это просто два разных продукта, которые друг с другом не конкурируют.
Вообще говоря, качественная аналитика может публиковаться и в Сети, но с тем же временным лагом, что и на бумаге. По моему мнению, тенденция такова, что лет через пять-десять большая часть изданий будет выходить только в электронном формате. Нужно беречь леса, не носить тяжести, стремиться к интерактиву. Другое дело, что в интернете сложнее отличить качественные материалы, действительно хорошую аналитику от ерунды. Когда много лет выходит некий журнал с именем, с репутацией, это значит, что ему можно доверять. А для того чтобы запустить проект в Сети, не нужно больших стартовых затрат, и раскрутиться в интернете несколько легче. В итоге читателю будет намного сложнее определить, качественный ему предлагают продукт или нет.