Бразильская компания Embraer, создающая военно-транспортный самолет KC-390 с 2007 года, неожиданно нашла двух партнеров, которые примут участие в программе. К проекту решили присоединиться Колумбия и Чили, которые в общей сложности закажут 18 таких самолетов. При этом Embraer, позиционирующая транспортник как более дешевую альтернативу американскому Super Hercules, рассчитывает на существенный рост заказов не только от латиноамериканских государств, но и от европейских.
Полностью проект оценивается в 500-600 миллионов долларов. Эта сумма включает в себя проектные и опытно-конструкторские работы, а также производство двух прототипов. Следует также учитывать, что создание KC-390 (изначально носившего обозначение C-390) является неординарной задачей для Embraer - транспортник станет самым крупным и тяжелым самолетом за всю историю компании. Прежде Embraer выпускал учебно-тренировочные самолеты и региональные пассажирские лайнеры разных классов.
В этом проекте Embraer фактически приходилось рассчитывать лишь на получение заказов от иностранных министерств обороны - это позволило бы ей не только компенсировать расходы на ведение программы разработки, но и немного заработать. Рассчитывать на крупный заказ со стороны отечественных ВВС не приходилось - с самого начала они объявили, что намерены заменить новыми KC-390 23 устаревших Lockheed Martin C-130 Hercules. Впрочем, Embraer сделал ставку на то, что другие государства разместят масштабные заказы на транспортник, чтобы заменить им C-130.
Так, по словам вице-президента Embraer Луиса Карлоса Агилара, во всем мире в ближайшие десять лет будут списаны около 695 транспортников C-130, прямым конкурентом которых и является KC-390. Преимущество KC-390 перед C-130 заключается в его стоимости при прочих практически совпадающих технических характеристиках. Предполагаемая стоимость одного бразильского транспортника составляет около 50 миллионов долларов, в то время как самый дешевый американский C-130 стоит 80 миллионов долларов.
Первый проблеск надежды появился в конце 2008 года, когда национальная почтовая служба Бразилии Correios объявила, что планирует купить пять самолетов KC-390, а позже разместить заказ еще на 20-25 таких машин. Служба намерена использовать транспортники для перевозки посылок, писем и крупногабаритных грузов. Позже правительство Бразилии решило выделить дополнительные средства для ведения проекта создания KC-390, а затем Министерство обороны Португалии неожиданно объявило о планах заменить C-130 бразильскими транспортниками.
В конце 2009 года к числу потенциальных покупателей KC-390 присоединились Франция и Швеция. Впрочем, всерьез рассчитывать на возможность поступления заказа на транспортник от этих государств не приходится - заявления о планах покупки прозвучали в рамках бразильского тендера F-X2, в котором участвуют французский истребитель Dassault Rafale и шведский Saab JAS 39 Gripen. Фактически заявления Франции и Швеции прозвучали как обещание рассмотреть возможность покупки KC-390, если на тендере победит один из истребителей.
Дела у Embraer пошли в гору только в 2010 году, когда в июле Министерство обороны Бразилии объявило, что приобретет 28 новых транспортников для ВВС вдобавок к уже купленным двум прототипам. В конце августа Чили неожиданно заключила с Министерством обороны Бразилии соглашение о намерениях, в рамках которого будут выработаны условия участия страны в программе создания KC-390. При этом ВВС Чили объявили о готовности купить шесть транспортников.
1 сентября аналогичное соглашение было заключено между министерствами обороны Бразилии и Колумбии. ВВС последней при этом объявили о намерении приобрести 12 самолетов. Таким образом, число заказов на KC-390 практически в одночасье увеличилось до 46 единиц. Кроме того, в середине августа 2010 года министр обороны Аргентины Нилда Гарре заявила, что ее ведомство примет участие в бразильской программе KC-390 и закупит некоторое количество таких самолетов. Впрочем, точные цифры она не назвала.
Согласно планам военного ведомства Аргентины в ближайшие несколько лет оборонные расходы страны будут увеличены с 0,9 до 1,5 процента ВВП, а бюджет Министерства обороны при этом вырастет более чем на 50 процентов. Дополнительные средства планируется потратить на полное переоснащение сухопутных войск, военно-морских сил и ВВС.
Грузовой трап будет расположен в хвостовой части самолета, который сможет перевозить не только десант, но также и различные виды техники. Грузоподъемность самолета составит 23,6 тонны. Для сравнения, у конкурирующего Lockheed Martin C-130J Super Hercules этот показатель составляет 19-20 тонн в зависимости от модификации. Следует также отметить, что KC-390 помимо функций транспортника будет выполнять также функции заправщика. Для этого самолет получит гибкие шланги на концах крыльев и сможет производить одновременную заправку двух самолетов.
Не исключено, что KC-390 будет выпускаться в нескольких модификациях. Например, если поступит заказ от Carreios, самолет будет выпущен в виде транспортника, без возможности дозаправки других воздушных судов. Кроме того, некоторые из заказчиков могут заказать самолет в виде заправщика, где грузовой отсек будет заменен дополнительными топливными баками. При этом бразильские СМИ не исключают возможность создания вариантов KC-390 для Сухопутных войск и ВМС Бразилии. Впрочем, эта информация официально пока не подтверждена.
Согласно планам Embraer первый полет KC-390 состоится в 2014 году, а поставка первых серийных транспортников ВВС Бразилии начнется в 2016 году. В перспективе планируется открыть на территории стран-партнеров проекта производство деталей для транспортника, что позволит Embraer увеличить выпуск серийных самолетов. По оценке Embraer, ближе к началу серийного производства число заказов на KC-390 увеличится. В первую очередь клиентами бразильской компании станут страны Латинской Америки, большинство из которых проводят модернизацию вооруженных сил.