Россия
21:34, 7 сентября 2010

108 жизней Кирсана Илюмжинов уходит с поста главы Калмыкии

Ярослав Загорец

Бессменный глава Калмыкии Кирсан Илюмжинов по истечении в октябре срока полномочий решил покинуть свой пост. Тот, кто не очень интересуется политикой, наверняка был удивлен, что Илюмжинов до сих пор руководил Калмыкией - настолько редким гостем в последнее время он был на страницах СМИ. Тем не менее, он запомнится не только как единственный руководитель этой южной республики, но и как человек, встречавшийся с инопланетянами, друживший с бабой Вангой и игравший в шахматы с Саддамом Хусейном.

Кирсан Илюмжинов уникален не только как политик федерального масштаба, но и как личность. С одной стороны, это бесконечно успешный предприниматель (если не сказать "делец"), с другой - непотопляемый глава региона, которому несмотря ни на что удавалось удержать в своих руках власть, с третьей - неутомимый пропагандист шахмат, сделавший себе имя в международных кругах. Однако у Илюмжинова намного больше граней, чем те, что приходят на ум в первую очередь.

Как это ни странно звучит, но руководитель Калмыкии еще и главный предсказатель модных политических трендов, причем предсказывал он их настолько заранее, что сейчас об этом уже мало кто вспомнит. Взять хотя бы его должность, которая с 1993 года звучала как "президент Республики Калмыкия" и еще в 2004 году была переименована в "главу Республики Калмыкия". Тем не менее, повсеместная мода на переименование президентов российских республик пришла лишь в 2010 году, когда об инициативе калмыцкого лидера уже прочно забыли.

Или же курс на омоложение кадров, взятый президентом Дмитрием Медведевым в отношении руководителей регионов (по иронии судьбы, Илюмжинов пал жертвой именно его). В Калмыкии подобная кампания развернулась еще в 2007 году, что привело к роспуску правительства республики (всего за годы правления Илюмжинова правительство Калмыкии менялось аж девять раз). А еще раньше, в 1993 году, в Калмыкии появился институт полномочных представителей президента республики в регионах. Излишне напоминать, что в масштабах страны подобная практика укрепилась лишь спустя семь лет. Сам Илюмжинов снисходительно отзывался по поводу такого "копирования" федеральными властями его инициатив: "Ну, наверное, чуть-чуть запаздывают. Но мы не обижаемся. Ничего. Время еще есть".

Времени, действительно, было навалом. Свой пост 31-летний выпускник МГИМО занял в 1993 году и с тех пор не покидал его ни разу, пока не принял решение спокойно закончить свой политический путь в октябре 2010 года, когда истечет срок действия его полномочий. Но тогда, в 1993 году, Илюмжинов шел на выборы с единственной целью - победить, провозгласив своим девизом самонадеянное "Я без Калмыкии проживу. Калмыкия без меня - нет".

Как ни странно, но именно эта наглая амбициозность молодого политика и помогла ему победить с огромным преимуществом - за Кирсана проголосовали 65 процентов жителей Калмыкии. Примечательно, что свою избирательную кампанию Илюмжинов проводил под лозунгом "Богатый президент - неподкупная власть", говоря тем самым, что если к власти в республике придет необеспеченный политик, первое, чем он займется, будет набивание собственных карманов. Самого Илюмжинова можно было назвать каким угодно человеком, но только не бедным - в начале 1990-х он свободно распоряжался миллионами долларов и имел в гараже несколько десятков автомобилей.

В 1993 году такое богатство могло вызвать немалое удивление у избирателей, однако сам Илюмжинов никогда не скрывал, что после окончания института занимался бизнесом, и занимался им фантастически успешно. В 1989 году он стал управляющим в одном из подразделений корпорации Mitsubishi в СССР - помогло отличное знание японского языка и принесенное из армии увлечение Японией. Продавая подержанные автомобили, Илюмжинов получал с каждой сделки проценты, получив возможность со временем расширить свои бизнес-горизонты до открытия нескольких станций техобслуживания.

Спустя несколько лет он возглавил ряд банков и бессчетное количество компаний, после чего на страницах СМИ начали появляться слухи о том, что Илюмжинов взял у правительства России кредит на закупку шерсти - более 10 миллиардов рублей - который затем куда-то пропал. Подобные скандалы преследовали Илюмжинова на протяжении всего президентского срока - они касались как его лично, так и возглавляемого им региона, однако ничего в итоге доказано не было.

Через год после прихода к власти Илюмжинов затеял смену республиканской конституции, заменив ее на Степное уложение. Этот документ, как и некоторые другие, принятые в это же время, оказались несоответствующими конституции РФ, в связи с чем Генпрокуратуре пришлось настаивать на их изменении. Тем не менее, в основном законе республики до сих пор есть статья о том, что "Калмыкия разделяет ответственность за существующие глобальные общечеловеческие проблемы и обязуется прилагать усилия к их разрешению в духе любви, сострадания, милосердия и прогресса, содействуя устройству мира на Земле".

К слову, подобный демарш федерального масштаба оказался не единственным за годы правления Илюмжинова. Повздорив в 1998 году с Минфином и Счетной палатой, глава Калмыкии пригрозил выходом республики из состава Российской Федерации, что крайне не понравилось Борису Ельцину, созвавшему по этому поводу заседание Совета безопасности. Это резко охладило пыл Илюмжинова, который больше таких болезненных заявлений не делал.

Со временем, фамилия Илюмжинова стала все реже появляться в политических рубриках СМИ, одновременно оккупировав другие, не связанные напрямую политикой. Медленно, но стабильно глава Калмыкии из самого молодого и одного из самых богатых руководителей российский регионов превращался в облеченного властью чудака ("фрика", как скажут его недоброжелатели), преподносящего журналистам такие информационные подарки, о которых можно только мечтать.

В 1995 году он стал президентом международной шахматной федерации (ФИДЕ), что крайне необычно для главы республики, которая особым процветанием никогда не отличалась. Вместе с тем, несмотря на регулярную критику Калмыкии за дотационность и низкий уровень жизни населения, а также на разной толщины намеки на исчезновение федеральных средств, Илюмжинов в своих интервью не раз подчеркивал, что шахматы для него не хобби, а практически дело всей жизни.

Будучи кандидатом в мастера спорта по шахматам (а заодно и по боксу), Илюмжинов превратил Элисту в шахматную столицу России, воплотив идеи Ильфа и Петрова в строительстве в городе комплекса "Сити-Чесс" (его еще называют "Нью-Васюки"). Кроме того, любовь Илюмжинова к шахматам прекрасно характеризует покупка в 1990 у Гарри Каспарова восьмикилограммовой бриллиантовой короны чемпиона мира, обрамленной золотом и платиной. Не упускал возможности Илюмжинов и поиграть в шахматы с сильными мира сего - на его счету любительские поединки не только с известными шахматистами, но и с Генри Киссинджером, Саддамом Хусейном и Муаммаром Каддафи.

Илюмжинов не вписывается в общепринятые политические рамки еще и потому, что слишком просто относится к своему посту и материальным ценностям. По словам Кирсана Николаевича, он неоднократно шокировал москвичей появлением в метро и поездками на такси. А однажды в Ялте ему приснился сон, что его зовет море и просит у него что-то. "Проснулся. А на руке часы были. Просто нужно было морю отдать. Ну, не тапочки же я брошу туда, не джинсы. Часы выбросил. Потом охрана, которая в этом санатории работала, узнала, что часы за 100 тысяч. Они потом неделю целую ныряли, искали эти часы", - рассказывал Илюмжинов в 2007 году.

Пророческие сны, видения и прочее потустороннее неведомое преследует Илюмжинова на протяжении всей его жизни. В 1992 году он познакомился с болгарской прорицательницей бабой Вангой, с которой очень подружился и которая не единожды предсказывала ему будущее. Впрочем, откровения Ванги были ничем по сравнению с признанием Илюмжинова, сделанным в 2001 году, о том, что однажды инопланетяне забирали его в космос.

Как рассказывал Илюмжинов, в компании инопланетных существ он провел один день. Погуляв по их кораблю и побывав на какой-то планете, он благополучно вернулся на Землю, так и не поняв, зачем его брали с собой. Однако факт остается фактом - глава республики Калмыкия Кирсан Илюмжинов общался с инопланетянами. Не больше и не меньше. Кстати, позже он признался, что не впервые столкнулся с инопланетными посланцами. Не то в 9, не то в 10 лет он с друзьями видел летающую тарелку: "Собаки прижали уши и хотели закопаться в землю от ультразвука, который исходил от летающей тарелки, а мы рты разинули и смотрели".

Подобные истории не раз становились предметом насмешек у журналистов, однако Илюмжинов всегда реагирует на них спокойно, если не сказать смиренно. Сказывается буддистское воспитание (бабушка маленького Кирсана тайком заставляла его молиться Будде) и нестандартное восприятие этого мира, сквозящее в каждом слове Илюмжинова - говорит ли он о строительстве памятника Остапу Бендеру в Рио-де-Жанейро или о поголовье овец в Калмыкии. Сам Илюмжинов, несмотря на знакомство с Далай-ламой и увлечением буддистской философией, говорит, что ко всем религиям относится спокойно. Доказательством чему служит строительство при нем в Калмыкии 40 буддистских храмов, 22 православных церквей, синагоги, мечети и католического костела.

Излюбленная фраза, мигрирующая из одного интервью Илюмжинова в другое как степной кочевник, - о том, что человек живет 108 жизней. "У меня 69 перерождений. Я жил и во времена инквизиции. Но именно сегодня и сейчас я ощущаю себя наиболее комфортно", - говорил Илюмжинов в начале 2009 года. Если его подсчеты верны, то у него еще есть 39 жизней, которые у него останутся даже несмотря на то, что его политическая жизнь на этом наверняка окончена. Неплохо для человека, знакомого с инопланетянами, правда?

< Назад в рубрику