Мир
20:50, 8 сентября 2010

Как на работу Во Франции прошли миллионные демонстрации против пенсионной реформы

Константин Бенюмов

Во Франции проходит неделя забастовок - уже третья с начала года крупная акция протеста против пенсионной реформы Николя Саркози. 7 сентября в демонстрациях приняли участие до 2,7 миллиона человек. На следующий день президент заявил, что не намерен идти на уступки, но профсоюзы, воодушевленные готовностью граждан выходить на улицы, уже пригрозили правительству очередной всеобщей стачкой.

Пенсионная система во Франции - одна из самых гуманных в Европе. Мужчинам и женщинам разрешается выходить на пенсию с 60 лет, при этом обязательный возраст выхода на пенсию наступает в 65 лет (для сравнения, в большинстве европейских стран мужчины обязаны работать до 65-67 лет). При условии, что гражданин совместно с работодателями в течение 40 с половиной лет передавал деньги в пенсионный фонд, ему выплачивается полная пенсия, объема которой вполне хватает на то, чтобы обеспечить пожилому французу достойное и безбедное существование.

К сожалению, у этой системы есть и обратная сторона - колоссальный дефицит. По итогам 2010 года он составил около 30 миллиардов евро. В министерстве труда заявляют, что к 2020 году он будет составлять уже 50-60 миллиардов, а в перспективе вырастет и до 100 миллиардов - если не принять своевременных мер.

Меры, разработанные правительством Николя Саркози, выглядят вполне логичными: повысить пенсионный возраст на два года (таким образом, добровольно выходить на пенсию можно будет по достижении 62 лет, обязательный пенсионный возраст будет наступать в 67 лет), а время, в течение которого гражданин должен регулярно выплачивать пенсионные взносы - на один год, до 41,5 года. С помощью этих мер правительство надеется сэкономить до 70 миллиардов евро. Реформу предполагается проводить постепенно - окончательно пенсионный возраст будет увеличен лишь к 2020 году.

Однако предложенные правительством меры вызвали ожесточенное сопротивление со стороны населения Франции. При условии, что на улицы французы выходят и по десять раз в год, нет ничего удивительного в том, что недовольство вылилось в массовые акции протеста. С начала года в стране прошли три крупных серии выступлений против пенсионной реформы, в каждой из которых принимали участие сотни тысяч человек.

Последняя демонстрация, ставшая пока и самой крупной, прошла 7 сентября - в день, когда министр труда Эрик Верт представлял проект реформы, уже одобренный правительством, на заседании Национальной ассамблеи. В парламенте министра, чью репутацию к тому же изрядно подмочил скандал вокруг миллиардов Лилиан Бетанкур, освистали представители оппозиции. А на улицах французских городов в это время проходили демонстрации и марши, число участников которых едва не достигло 3 миллионов человек.

Конечно, данные о количестве участников демонстраций разнятся - согласно заявлениям профсоюзов, на улицы вышли до 2,7 миллиона человек, из них 270 тысяч - только в Париже. Правительство приводит цифры гораздо более скромные, но все равно весьма внушительные - 1,1 миллиона.

Так или иначе, даже "официального" миллиона бастующих, значительную часть которых составляли учителя и работники транспорта, оказалось достаточно для того, чтобы подарить стране внеочередной выходной. По всей стране было сорвано движение поездов, включая поезда дальнего следования. В Париже перебои затронули и подземку, кроме того, было отменено большинство внутренних авиарейсов.

Преподаватели, часть из которых начала бастовать еще накануне, требовали, помимо прочего, отмены запланированных в секторе сокращений. Пожелания остальных сводились к одному: не заставляйте работать. Le Monde приводит слова работников химической отрасли, которые жалуются, что им предстоит лишние два года вдыхать ядовитые пары, и сотрудников Peugeot Citroen - они утверждают, что их работа - сущий ад и заставлять их работать дольше - попросту безнравственно.

Эрик Верт. Фото (c)AFP
Lenta.ru

На словах государство настроено в отношении протестующих достаточно жестко. И Саркози, и Эрик Верт, и премьер-министр Франсуа Фийон неоднократно заявляли, что пенсионная реформа стране необходима и у правительства достанет мужества довести ее до конца. Уже после демонстраций вторника президент снова заявил, что не собирается идти на уступки. Однако непонятно, удастся ли правительству и на деле оставаться непреклонным.

Нельзя не признать, что ситуация для президента сложилась достаточно опасная. К протестам поспешили присоединиться политические оппоненты Саркози, которые не стесняются использовать откровенно популистскую риторику. Властям, например, указывают, что демократическое правительство не имеет права не прислушаться к мнению 2,7 миллиона недовольных граждан. Более того, оппоненты Саркози утверждают, что есть отличный способ восполнить дефицит пенсионной системы, не прибегая к повышению пенсионного возраста: обложить дополнительным налогом бизнесменов и прочих богачей.

А лидер французских социалистов Мартин Обри (чья коалиция, кстати, нанесла партии президента сокрушительное поражение на региональных выборах весной) уже заявила, что право уходить на пенсию в 60 лет является для французов священным - и даже пообещала первым делом отменить пенсионную реформу, если одержит победу на президентских выборах 2012 года.

При условии, что на волне некоторых непопулярных преобразований (кроме пенсионной реформы, недовольство значительной части избирателей вызывает, например, жесткая позиция правительства по отношению к иммигрантам) рейтинг Саркози давно не поднимался выше отметки в 34 процента, игра оппонентов на народных настроениях вполне может стоить ему переизбрания.

Более того, не исключено, что упорство Саркози приведет к политическому кризису еще до президентских выборов. В конце концов, нынешний президент - не первый, кто пытался навязать французам пенсионную реформу, и всякий раз массовые забастовки оказывались весьма действенным методом борьбы с такого рода инициативами. В 1995 году, например, демонстранты добились отставки премьер-министра Алена Жюппе, а в 2003 забастовки едва не стоили поста другому главе правительства президента Жака Ширака - Жан-Пьеру Раффарену.

Профсоюзы, воодушевленные готовностью граждан выходить на улицы, уже заявили, что намерены продолжать борьбу, и даже пригрозили правительству всеобщей стачкой. Что же касается населения - то политически активные французы, скорее всего, не упустят шанса поучаствовать в жизни страны. Если для кого-то "на работу, как на праздник", то здесь - на демонстрацию, как на работу. Даже, говорят, вувузелы закупили по такому случаю.

< Назад в рубрику