13 сентября в Москву прибыла бобслеистка Ирина Скворцова, которая в ноябре 2009 года получила тяжелые травмы при аварии на тренировке в Германии. На родине спортсменка продолжит лечение. В октябре в Германии начнется судебное разбирательство по факту аварии, в которой пострадала Скворцова. А затем бобслеистке предстоит еще один суд - она хочет оспорить действия адвоката, присвоившего деньги с ее благотворительного счета.
Ирина Скворцова профессионально занимается бобслеем с 2008 года. В 2009 году 21-летняя спортсменка вошла в состав сборной России. А уже 23 ноября того же года случилась серьезная авария на немецкой трассе Кенигзее. Скворцова принимала участие в тренировочных заездах перед вторым этапом Кубка Европы. В нарушение правил боб, которым управляли Скворцова и Надежда Филина, выпустили на трассу одновременно с бобом россиян Евгения Пашкова и Андрея Матюшкова. Произошло столкновение.
Филина, Пашков и Матюшков фактически не пострадали. Весь удар приняла на себя Скворцова. Изначально врачи считали, что ее травмы не совместимы с жизнью, однако спортсменку все же удалось спасти. Впоследствии медики опасались, что Скворцовой придется ампутировать ногу, но и этот прогноз не оправдался.
Первые несколько недель после аварии россиянка находилась в искусственной коме. Сначала она лежала в клинике города Траунштайн, затем ее перевезли в Мюнхен. Там Скворцовой сделали несколько сложных операций. Весной бобслеистка начала поправляться, и ее перевели в реабилитационный центр в Бернау-ам-Химзее. Но в июне состояние россиянки снова ухудшилось - у нее развился некроз пятки на прооперированной ноге. Из-за этого Скворцову вернули в Мюнхен, где ей сделали еще одну операцию. Спортсменке пересадили на пятку сосуды с лопатки. После операции россиянку вернули в Бернау-ам-Химзей, где она стала дожидаться отправки на родину.
Как утверждает Скворцова, во время лечения ей пришлось столкнуться не только с медицинскими проблемами. В марте спортсменка обвинила координатора сборной России по бобслею Нину Грефенштейн в присвоении 400 тысяч евро, выделенных правительством Москвы на лечение бобслеистки. Однако сразу после того, как это обвинение было озвучено, деньги нашлись. Пресс-атташе Федерации бобслея и скелетона России Людмила Козлова, комментируя ситуацию, подчеркнула, что Скворцова высказывала обвинения под воздействием медикаментов. Впрочем, вопрос с 400 тысячами евро не решен до сих пор - по некоторым данным, этот долг до сих пор "висит" на спортсменке.
После мартовского конфликта Скворцова решила отказаться от помощи Грефенштейн, а также от услуг адвоката Ани Винтер (этого юриста россиянке порекомендовала все та же Грефенштейн). В ответ координатор сборной выставила Скворцовой счет за опекунство в сумме 22 тысячи евро, а Винтер потребовала за свои услуги 45 тысяч евро. Не дождавшись оплаты, адвокат самовольно сняла 20 тысяч евро с благотворительного счета, на который перечислялись пожертвования на лечение Скворцовой.
В начале сентября бобслеистка отправила канцлеру Германии Ангеле Меркель письмо, в котором пожаловалась на действия Винтер. Пока никакой реакции со стороны канцлера не последовало. Впрочем, Скворцова относится к этому спокойно - она говорит, что Меркель занятой человек и не может отвечать на письма быстро.
Новый адвокат, нанятый Скворцовой после Винтер, отказался разбирать ситуацию с кражей денег с благотворительного счета. Он заявил, что профессиональная этика не позволяет ему идти против коллеги. Тогда Скворцова снова сменила адвоката. Теперь ее интересы представляет немец Константин Гинзбург, владеющий русским языком. Он согласился помочь россиянке подать на Винтер в суд.
Тем временем состояние здоровья Скворцовой улучшилось настолько, что медики сочли возможным перевезти ее в Россию. Федеральное медико-биологическое агентство РФ прислало за спортсменкой специальный самолет. Медики агентства прибыли в Германию, чтобы проконсультироваться с немецким хирургом Гансом-Гюнтером Махенсом, лечившим Скворцову все эти месяцы.
Обстоятельства прощания россиянки с немецкими медиками описываются по-разному. Телеканал "Вести" 13 сентября опубликовал трогательный материал, в котором говорилось: "Ирина не могла уехать, не попрощавшись с ним. Профессор Махенс смотрит на нее так, что понятно: она для него больше, чем просто профессиональный вызов, и ему не стыдно за свою работу перед российскими коллегами".
С другой стороны, издание "Спорт-Экспресс" 3 сентября напечатало интервью со Скворцовой, в котором спортсменка обвиняла Махенса в стремлении как можно скорее "спихнуть" ее на родину. Бобслеистка утверждала, что Махенс очень не хотел лечить ей некроз пятки. По мнению Скворцовой, хирург собирался еще в июне отправить ее в Москву и таким образом свалить ответственность за последствия некроза на российских врачей. Однако она все же добилась новой операции.
Так или иначе, но 13 сентября спецрейс со Скворцовой прибыл в аэропорт Домодедово. Сразу из аэропорта бобслеистку увезли в Федеральный медико-биофизический центр имени Бурназяна. Там она в течение двух недель будет проходить обследования. По итогам обследований будет составлен курс реабилитации, и Скворцову переведут в санаторий. Реабилитация будет проводиться за счет федерального бюджета. Врачи надеются, что со временем удастся восстановить подвижность ноги бобслеистки. Пока она может ходить лишь со специальным фиксатором и костылями, причем не более 15-20 минут.
Вопрос о возвращении Скворцовой в спорт остается открытым. В первом интервью после аварии, данном в январе 2010 года, россиянка заявила, что хочет вернуться в спорт, но не в бобслей. "На бобслее кататься я уже точно не буду, в боб я не сяду", - сказала она. Однако, по всей вероятности, это заявление было сугубо эмоциональным. Уже в апреле Скворцова заявила, что хочет принять участие в Олимпиаде 2014 года. При этом никаких оговорок о смене вида спорта бобслеистка уже не допускала.
Тем временем приближается судебное разбирательство по факту аварии в Кенигзее. Первые заседания суда пройдут 4-6 и 11-13 октября. В ходе заседаний будет установлено, кто из персонала допустил ошибку и одновременно выпустил на трассу два экипажа. Какое наказание угрожает виновнику аварии, не сообщается. По поводу выплаты компенсации Скворцова высказывается неопределенно. Из ее заявлений следует, что она не отказалась бы получить от виновника аварии деньги, но всерьез бороться за них не намерена. Судебным процессом занимается адвокат спортсменки, а сама она не особо вникает в ситуацию.
Татьяна Ефременко