Бывший СССР
13:44, 15 сентября 2010

Под Новый год В Белоруссии назначили выборы президента

Михаил Тищенко

В Белоруссии наконец назначена дата президентских выборов. Соответствующее решение было принято в последний день внеочередной сессии парламента. Депутаты единогласно выступили за то, чтобы провести выборы 19 декабря 2010 года. Официальной регистрации кандидатов пока не было, хотя основные претенденты уже известны.

О намерении баллотироваться в президенты заявили лидеры оппозиции (фактически они уже приступили к предвыборной кампании). Действующий президент Александр Лукашенко также неоднократно отмечал, что готов остаться у власти на очередной (четвертый) срок. Правда, в условиях, когда он лишился поддержки российских властей (по бывшему союзнику уже несколько месяцев бьет российская пропаганда, финансирование, которое Лукашенко получал от России в виде льгот и кредитов, сокращается) добиться этого будет гораздо сложнее, чем раньше.

Дата

Согласно белорусскому законодательству, выборы надо проводить не менее чем за два месяца до истечения полномочий действующего президента. В данном случае это означало, что крайний срок голосования - 6 февраля 2011 года. Кроме того, соответствующее решение парламент республики должен был принять за три месяца до дня голосования.

Таким образом, на то, чтобы назначить дату выборов, у белорусского руководства оставалось не так уж много времени. В обычных условиях с ее выбором у Минска не возникло бы особых проблем. Однако в нынешней ситуации белорусские власти тянули довольно долго. До последнего дня не было известно, пройдут ли выборы в конце 2010, начале 2011 года или вообще будут отменены под каким-либо предлогом (за день до решающего заседания парламента в президентской администрации говорили, что "дата пока не назначена").

В парламенте, который в итоге объявил, что выборы пройдут под Новый год, заявили, что таким образом будут учтены интересы студентов (которые получат возможность проголосовать до начала экзаменационной сессии) и прочих граждан (которые смогут выполнить гражданский долг и спокойно уйти на новогодние праздники), а также страны в целом (которая определится с выбором главы государства до начала года и "уверенно шагнет в новую пятилетку").

По неофициальной версии, решающую роль сыграли совсем другие соображения. Конец декабря - начало января - традиционное время "газовых войн" между Россией и Белоруссией, а в начале года в белорусской экономике проявляются последствия очередного подорожания российских энергоресурсов. Можно вспомнить беспокойный январь 2009 года: в республике тогда прошла девальвация белорусского рубля, сопровождавшаяся ростом цен на потребительские товары, а также ажиотажем в магазинах бытовой техники (покупая холодильники и телевизоры, люди избавлялись от дешевеющей валюты).

Дело, впрочем, не только в том, чтобы провести выборы до возможного подорожания российского газа (министр финансов Белоруссии Андрей Харковец недавно заявил, что не исключает "достаточно высокого роста" тарифов). В Белоруссии в наступающем году планируется существенно увеличить расходы на социальную сферу, среднюю ежемесячную зарплату власти планируют довести до уровня 500 долларов уже к концу декабря.

Политологи между тем полагают, что установленную планку в течение всего 2011 года власти могут и не удержать (учитывая, что бюджет на 2011 год будет дефицитным). "Обязательства правительства являются краткосрочными, - считает экс-депутат парламента Ольга Абрамова. - После выборов может произойти коррекция экономического курса". "Белорусский бюджет, - соглашается политолог Андрей Федута, - больше двух-трех месяцев без девальвации не сможет выплачивать бюджетникам вызванное ростом зарплаты большое количество денег". Таким образом, благоприятным эффектом от повышения зарплат, по его мнению, власти смогут воспользоваться в конце текущего года (перед выборами) и в начале следующего (в поствыборный период).

Подобные расчеты, правда, могут лишь частично компенсировать негативный эффект от противостояния с Россией. Можно только гадать, насколько далеко пойдет Москва в желании избавиться от Лукашенко: следует ли ему ждать экономических санкций, непризнания его победы с российской стороны или вообще "киргизского сценария" (белорусский президент неоднократно давал понять, что чего-то подобного опасается). Ему, возможно, стоило последовать примеру киргизского коллеги Курманбека Бакиева, который заранее, задолго до истечения первого президентского срока объявил новые выборы и переизбрался в благоприятных для себя условиях. Впрочем, Бакиева, который также оказался в опале у российских властей, этот маневр в итоге не спас.

Президент

Александр Лукашенко занимает президентский пост около 16 лет. В свое время в конституцию страны были внесены поправки, которые позволили ему баллотироваться на этот пост неограниченное число раз (сам Лукашенко, кстати, как-то признался, что своим политическим наставником считает Сапармурата Ниязова - человека, который получил статус пожизненного президента Туркмении и находился у власти до самой смерти). На выборах он неизменно побеждал с высоким результатом. Оппозиция, обвинявшая власть в подтасовках, серьезных помех его президентству создать не смогла.

Последние выборы (2006 года) оказались для Лукашенко довольно сложными. Европа и США не признали его победу, посчитав выборы недемократичными, и даже ввели против белорусского руководства санкции (большинство из них, впрочем, были впоследствии отменены). Оппозиция собрала тысячи сторонников на "майдан", которого белорусские власти, учитывая серию "цветных революций" на постсоветском пространстве, имели все основания опасаться (впрочем, повторить украинский или грузинский сценарий белорусским оппозиционерам тогда не удалось). Зато Лукашенко в тот период еще мог рассчитывать на поддержку России, защищавшей его в пику Западу (тогдашний президент РФ Владимир Путин поздравил своего коллегу еще до объявления окончательных итогов голосования).

Александр Лукашенко. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Технически обеспечить себе победу на выборах Лукашенко может без особого труда. В свое время он признавал, что имеет возможность скорректировать результат по своему усмотрению (президент, правда, утверждал, что давал указание не увеличить этот результат, а напротив, уменьшить, чтобы цифру лучше восприняли в Европе). Однако затем ему, с большой вероятностью, придется пройти проверку "майданом". И попытка силой подавить мятеж (если он будет поддержан из-за рубежа) совсем не обязательно будет эффективной.

Отношения между российскими и белорусскими властями стали портиться довольно давно. Но еще несколько месяцев назад можно было предположить, что переизбранию Лукашенко конфликт не помешает. Был возможен сценарий, при котором Москва открыто давит на белорусского президента (оставаясь при этом в определенных рамках), а тот выступает с гневными отповедями, выставляя себя в качестве защитника белорусского суверенитета и мобилизуя тем самым свой электорат. После выборов стороны мирятся (Минск, возможно, идет на некоторые уступки) и продолжают считаться союзниками.

Однако кампания против Лукашенко зашла слишком далеко. Российские пропагандисты уже несколько месяцев транслируют компромат на белорусского президента и обвиняют его во всевозможных грехах. После того, как с экрана российского ТВ главу белорусского государства назвали "мозаичным психопатом", сложно представить, как Москва сможет отыграть назад. Скорее, атаки на Лукашенко напоминают о кампании против Курманбека Бакиева, которая прошла в российских СМИ незадолго до его свержения.

Теоретически нынешний президент Белоруссии мог бы назвать преемника и отправить его вместо себя на выборы (Москву, возможно, такой вариант бы устроил, а белорусской стороне позволил бы избежать кардинальной смены власти). В прессе высказывались предположения, что эта роль может быть поручена нынешнему премьер-министру страны Сергею Сидорскому. Но явных шагов для реализации подобного плана Лукашенко до сих пор не сделал, а времени для раскрутки преемника почти не осталось.

Конкуренты

Оппозиция к президентским выборам начала готовиться довольно давно. Собственно, уже выборы в парламент, состоявшиеся два года назад, некоторые оппозиционеры расценивали как возможность раскрутки для избирательной кампании 2010 года. Предполагалось, что, как и в 2006 году, противники власти могут выдвинуть против Лукашенко единого кандидата. В итоге, правда, идея завязла в бесконечных консультациях. Объединению усилий помешали и взаимное недоверие, и личные амбиции оппозиционных лидеров.

Когда на Лукашенко ополчилась Россия и перспективы смены власти в республике вдруг стали реальными, идея единого кандидата окончательно потеряла актуальность. Теперь лидеры оппозиции оказались особенно заинтересованы в собственной раскрутке: не просто для того, чтобы подтвердить свой статус оппозиционного политика (без надежды сесть в президентское кресло), но и для того, чтобы в случае свержения Лукашенко набранный вес позволил им претендовать на участие в дележе власти. Переворот в Киргизии продемонстрировал, что место у власти при таком сценарии могут найти многие (в том числе и те, кто лично в мятеже не участвовал).

Вопрос о влиянии России на президентские выборы в Белоруссии для оппозиционеров стал одним из главных. Некоторые с готовностью приняли помощь Москвы (Россия, хотя и не поддерживая открыто никого из противников Лукашенко, уже оказала им существенную информационную поддержку: российские телеканалы фактически повторили обвинения в адрес Лукашенко, с которыми оппозиция выступает уже более десяти лет). Другие отреагировали на эту помощь скептически, заявив, что Россия, даже свергнув Лукашенко, скорее всего сохранит созданный им режим, так что на "оттепель" рассчитывать не стоит.

Те, кто пытается использовать антилукашенковский настрой Москвы (и при этом выставить себя в качестве предпочтительного преемника белорусского президента), не возражают, когда их называют пророссийскими кандидатами. И даже с некоторой ревностью реагируют на подобные оценки в адрес их конкурентов. Один из лидеров Объединенной гражданской партии, экономист Ярослав Романчук в недавнем интервью прямо заявил, что считает себя "самым удобным кандидатом для Москвы". В подтверждение своих слов он выразил готовность отказаться от нефтегазовых дотаций, обсудить с Россией продажу белорусских энергоактивов и не выгонять из страны российские военные объекты (как выразился Романчук, присутствие баз для него не является нарушением белорусского суверенитета).

Андрей Санников. Фото с сайта charter97.org
Lenta.ru

Другой кандидат - лидер кампании "Европейская Беларусь", бывший замминистра иностранных дел Андрей Санников - заявил, что "Российская Федерация всегда будет стратегическим партнером Беларуси". "Если Москва воспринимает мои главные цели - свободная Беларусь в 2011 году и Беларусь в Евросоюзе в 2016-2017 годах, то можно разговаривать по всем вопросам, которые волнуют и нас, и Россию. В этом ничего невозможного нет", - добавил он.

Санникова журнал Newsweek недавно назвал возможным "кандидатом Москвы" на предстоящих выборах. Комментируя эту версию, оппозиционер, ранее довольно резко критиковавший российскую политику, не стал выступать с опровержениями. Вместо этого он прозрачно намекнул, что не возражает против того, чтобы стать "белорусским Януковичем". "Россия спокойно относится к стратегическому выбору Украины в направлении Европы и имеет дело с легитимным президентом, избранным честно и признанным международным сообществом... Так будет и в Беларуси, когда здесь появятся избранные народом власти", - сказал он.

На другом фланге оказался кандидат от "Партии БНФ" (Белорусский народный фронт) Григорий Костусев. Он заявил, что не будет использовать зарубежную (в том числе российскую) помощь в предвыборной кампании и призвал других последовать его примеру. Российский сценарий смены власти в республике оппозиционер счел неприемлемым. "Кремль стремится заменить одного "крестного батьку" на "крестного батьку-2" со своими меркантильными интересами: разделить белорусский пирог, который еще не разделен", - сказал он.

Представители "Партии БНФ" даже сформулировали манифест, в котором предложили дистанцироваться от "кремлевских сценариев", а в случае победы кандидата от оппозиции убрать из Белоруссии российские военные объекты и вывести страну из Таможенного союза и ОДКБ. Идея дистанцироваться от Москвы, впрочем, успеха не имела. Основные претенденты на президентский пост манифест подписывать отказались.

P.S.

Официальные кандидаты в президенты Белоруссии определятся в ближайшие несколько недель. Претенденты на участие в выборах должны будут подать в ЦИК заявления о регистрации своих инициативных групп. Прием заявлений заканчивается 24 сентября.

< Назад в рубрику