Мир
00:55, 21 сентября 2010

Взвод смерти Американские солдаты устраивали расправы над мирными афганцами

Пятерым солдатам Армии США, проходившим службу в Афганистане, предъявлены обвинения в убийствах мирных жителей. По словам сослуживцев обвиняемых, солдаты 3-го взвода роты "Браво" устраивали расправы над афганцами ради спортивного интереса, причем делали это с особой жестокостью.

15 января 2010 года в афганской деревне Ла Мохаммед Калай проходила встреча американских военных офицеров с лидерами местных общин. Охранять периметр на время встречи было поручено военнослужащим 3-го взвода роты "Браво" (бывшая рота "Бейкер") 2-го батальона 1-го пехотного полка Армии США (после вывода из Афганистана в июле 2010 года ставшего 2-й бригадой боевых бронированных машин "Страйкер" 2-й пехотной дивизии). Спустя некоторое время в целом миролюбивую обстановку нарушили взрыв и автоматный огонь - американские солдаты вступили в бой с предполагаемыми боевиками.

В сентябре газеты написали, что в отношении пятерых американских военных, проходивших службу в Афганистане, возбуждено уголовное дело по факту убийства мирных афганцев. Расследование так и осталось бы незамеченным (как известно, потери среди гражданского населения на войне - обычное дело), если бы не обстоятельства совершенных американскими военными убийств. Выяснилось, что солдаты армии США убивали мирных афганцев не просто умышленно, но ради развлечения и спортивного интереса.

В материалах дела фигурируют военнослужащие того самого взвода, который охранял офицеров в кандагарской деревне 15 января. Это расквартированные на базе "Рэмрод" в Кандагаре старший сержант Кэльвин Гиббс, капрал Джереми Морлок, рядовые-специалисты Адам Уинфилд и Майкл Уэгнон, а также рядовой первого класса Эндрю Холмс. По версии следствия, вышеуказанные американские военнослужащие спланировали и совершили как минимум три убийства, а также покушались на жизнь афганцев еще по крайней мере один раз.

Кровожадные настроения, считают следователи, захватили бойцов кандагарского подразделения в декабре, когда 3-й взвод пополнился новобранцем - 25-летним Кэльвином Гиббсом, уже имевшим опыт службы в Ираке и Афганистане. Гиббс, которого впоследствии назовут главным идеологом расправ над мирными афганцами, получил под свое командование 3-й взвод роты "Браво", где служили другие вышеназванные фигуранты расследования. Опрошенные следователями солдаты утверждают, что именно Гиббс предложил устраивать расправы над местными жителями, чтобы тем самым "разнообразить" службу в Афганистане. Идею старшего по званию Гиббса добровольно поддержали несколько солдат взвода. Остальные отказались от участия в убийствах, однако Гиббс, пользуясь своим вышестоящим положением, затем либо привлекал их к выполнению своих замыслов, либо заставлял прикрывать совершаемые преступления.

Первое убийство, согласно выводам следствия, произошло как раз 15 января в деревне Ла Мохаммед Калай, когда бойцы роты "Браво" якобы вступили в боестолкновение с афганскими талибами. В ходе расследования выяснилось, что никакой перестрелки с боевиками не было, а события развивались следующим образом. К американским военным подошел местный житель по имени Гул Мудин. В этот момент капрал Морлок достал гранату и спровоцировал взрыв поблизости от американских солдат, стараясь показать, что те подверглись нападению. Затем рядовой Холмс, увидев взрыв, открыл огонь по Гул Мудину. Позже к расстрелу афганского жителя присоединились и другие военнослужащие взвода.

После этого Гиббс и его приспешники, названные прессой "Командой убийц", совершили еще как минимум два убийства - 22 февраля и 2 мая. В первом случае бойцы 3-го взвода расправились с афганцем Марахом Агхой неподалеку от базы "Рэмрод". Во втором - также в окрестностях их базы - жертвой "Команды убийц" стало духовное лицо - мулла Адахдад. В обоих случаях бойцы взвода Гиббса инсценировали нападение на себя, после чего открывали огонь на поражение. При этом, отмечают следователи, военнослужащие-убийцы обращались со своими жертвами с особой жестокостью: они расчленяли и фотографировали трупы, а также собирали кости в качестве боевых трофеев.

Деятельность взвода Гиббса привлекла внимание военной полиции только весной 2010 года. Примечательно, что поводом к началу расследования послужила информация о том, что некоторые бойцы 3-го взвода регулярно принимают наркотики, в частности - гашиш. Вскоре после начала расследования один из бойцов взвода рассказал следователям об убийствах, совершенных Гиббсом и его пособниками. Тогда стало ясно, что бойцы 3-го взвода не ограничивались лишь курением гашиша, но старались "разнообразить" свою службу куда более тяжкими преступлениями.

Трибунал над военнослужащими взвода Кэльвина Гиббса состоится этой осенью. Помимо Гиббса и его товарищей, обвиняемых в убийствах мирных афганцев, под уголовное расследование попали еще семеро военнослужащих этого же взвода. Их обвиняют в нападениях на мирных жителей, употреблении наркотических веществ, избиении предполагаемого армейского информатора, а также попытках ввести следствие в заблуждение .

Официальных комментариев со стороны армейского командования пока не последовало, однако источники в вооруженных силах США выразили беспокойство, что деятельность Гиббса и его пособников может спровоцировать новую волну агрессии против американских военных в Афганистане и Ираке. Многие СМИ уже называют действия взвода Гиббса одним из самых жестоких военных преступлений афганской кампании США.

Масла в огонь подлили заявления отца одного из обвиняемых Кристофера Уинфилда, свидетельствующие о том, что армейское руководство США крайне неохотно реагирует на информацию о преступлениях своих подчиненных. Отец Адама и бывший морпех, Кристофер заявил, что узнал о происходящем на базе "Рэмрод" еще в феврале - то есть, спустя несколько недель после первого убийства. Согласно показаниям Кристофера, Адам Уинфилд связался с отцом через Facebook и рассказал, что Гиббс и его сторонники оказывают на него давление из-за того, что он отказывается участвовать в авантюрах старшего сержанта. Адам также рассказал отцу об убийстве афганца в деревне Ла Мохаммед Калай и сообщил, что его сослуживцы планируют продолжить расправы над мирными жителями.

Поговорив с сыном, Кристофер Уинфилд немедленно позвонил на "горячую линию" главного армейского инспектора и оставил сообщение о происходящем в афганском подразделении. Не дождавшись ответа от инспектора, Уинфилд позвонил в офис флоридского сенатора-демократа Билла Нельсона, а затем на базу "Льюис-Маккорд" в штате Вашингтон, к которой приписан 1-й пехотный полк его сына. Ни в одной из вышеуказанных инстанций к жалобам отца Адама Уинфилда не прислушались.

< Назад в рубрику