Московские власти наконец-то определились с планами по реконструкции Всероссийского выставочного центра (ВВЦ). В середине сентября СМИ сообщили, что разработана новая концепция по превращению ВВЦ в современный выставочный комплекс мирового уровня. Одновременно стало известно, что сразу несколько бывших советских республик решили возродить старые добрые традиции по популяризации достижений своей промышленности и снова собираются занять свои павильоны. Дальше всех пошла Украина, которая уже определилась с объемом инвестиций в модернизацию здания.
Новая концепция
В середине сентября газета "Коммерсант" сообщила, что государственное акционерное общество "Всероссийский выставочный центр" (ГАО ВВЦ) завершило разработку новой концепции развития самого известного в стране выставочного комплекса. Общая площадь нового строительства без учета парковок составит более 700 тысяч квадратных метров, из которых 120 тысяч будет предназначено для конгрессно-выставочных помещений. После завершения работ общая выставочная площадь составит около 240 тысяч "квадратов".
Территория комплекса будет условно разделена на четыре функциональные зоны. Меньше всего реконструкция затронет центральную часть ("Аллея наций"), где находятся павильоны бывших республик СССР. Их предполагается отреставрировать за счет потенциальных или уже существующих арендаторов. Основная же часть нового строительства (около 80 процентов) придется на зоны "Центр качества жизни" и "Инновационный кампус", расположенные слева и справа от "Аллеи наций". Здесь возведут офисы, торговые и гостиничные площади, конференц-центр и выставочные павильоны, а также два музыкальных театра. В четвертой части ("Зона отдыха") появятся спортивные сооружения и ландшафтные объекты, в частности, 8 гектаров планируется выделить под строительство центра художественной гимнастики.
Гендиректор ВВЦ Иван Малахов рассчитывает, что обновленная концепция будет утверждена столичными властями до Нового года. Общий объем инвестиций в проект оценивается в 120 миллиардов рублей, из которых бюджетные средства составят 15 процентов. Основную часть строительных работ планируется завершить в течение пяти лет. При этом, по данным СМИ, полностью реконструкцию предполагается завершить лишь в 2034 году.
Стоит отметить, что это уже не первый проект реконструкции ВВЦ. Бывший генеральный директор ВВЦ Магомед Мусаев в 2008 году разработал фантастическую, по мнению властей, концепцию, которая предусматривала реконструкцию и строительство около миллиона квадратных метров коммерческой недвижимости. Девелоперский проект стоимостью 97 миллиардов рублей был признан утопичным из-за ограничений землепользования на территории выставочного комплекса. В итоге, в марте прошлого года Мусаев был отстранен от должности. На его место назначили экс-губернатора Сахалина Ивана Малахова, который и занялся разработкой новой концепции.
И снова здравствуйте
Одновременно с разработкой программы реконструкции руководство ВВЦ начало работать над возобновлением сотрудничества с бывшими советскими республиками, у каждой из которых в прошлом на ВВЦ был свой павильон.
Власти Украины, в частности, планируют реконструировать одноименный павильон на ВВЦ, который закрыт уже на протяжении нескольких лет. По информации агентства "Украинские новости", первый вице-премьер-министр правительства Андрей Клюев заявил, что украинская сторона профинансирует работы за счет государственного бюджета. В то же время, чиновник не исключил привлечения в проект частных инвестиций. В павильоне предполагается демонстрировать достижения украинских предприятий и компаний, а также совместные российско-украинские проекты. По предварительным оценкам, объем инвестиций в реконструкцию составит около 250 миллионов рублей. Работы планируется начать весной 2011 года.
Примечательно, что аренда здания сроком на 50 лет обойдется украинской стороне всего в один рубль. На аналогичных условиях получили свои республиканские павильоны Белоруссия и Киргизия, которые также намерены продвигать свою продукцию на ВВЦ. Первый вице-премьер РФ Игорь Шувалов заявлял, что переговоры о передаче в аренду бывших павильонов ведутся и с другими странами СНГ.
Смена ориентации
"Всесоюзная сельскохозяйственная выставка", которая сейчас известна как ВВЦ, открылась в августе 1939 года. Тогда выставочная площадка занимала 136 гектаров, на ее территории располагались 250 зданий и строений, пруды и парки. В военные и послевоенные годы выставка не работала и открылась только в 1954 году. В 1958 году после объединения с промышленной и строительной выставками комплекс переименовали в "Выставку достижений народного хозяйства" (ВДНХ). В 1992 году было создано государственное акционерное общество "Всероссийский выставочный центр".
Нынешний ВВЦ занимает площадь в 237,5 гектара, на его территории расположены 70 павильонов. Площадь закрытых экспозиционных площадок составляет 108 тысяч квадратных метров. Ежегодно здесь проводится около 150 выставок, годовая посещаемость комплекса - 12,5 миллиона человек.
По прямому назначению сейчас работает лишь часть павильонов, многие помещения арендованы под небольшие магазины, кафе или вообще закрыты для посещения. В последнее время выставочную функцию активно вытесняет развлекательная составляющая. Для большинства москвичей ВВЦ - это прежде всего место, где можно погулять, покататься на роликах и разнообразных аттракционах. Похоже, что теперь комплексу хотят вернуть историческую функцию, чтобы превратить его в один из крупнейших выставочно-конгрессных центров Европы.
По данным экспертов, дефицит выставочных площадей в столице оценивается в несколько сот тысяч квадратных метров. Мэрия неоднократно заявляла о намерении сократить этот показатель. Однако реализовать столь крупный проект будет сложно в связи с дефицитом городского бюджета и объемом запланированных работ. Реконструкция ВВЦ является одним из крупнейших градостроительных программ, который по размаху близок к проекту строительства делового центра "Москва-Сити". Реализация офисного мегапроекта длится уже 18 лет и пока далека от завершения. Неудивительно, что на реконструкцию ВВЦ отвели аж 24 года. Вероятно, разработчики проекта решили подстраховаться, чтобы потом не вызвать на свою голову гнев столичного правительства, как это случилось со строителями "Москва-Сити".