С середины сентября европейская валюта на российском рынке подорожала приблизительно на два рубля – с 39,5 до 41,5 рубля. Так дорого евро не стоил с зимы, а столь резких изменений не было по крайней мере уже несколько месяцев. "Камбэк" евро происходит и на мировых площадках: за евро дают уже больше 1,33 доллара.
Прошло меньше полугода с того времени, как аналитики по всему миру рассуждали о "конце евро": слишком уж масштабными казались финансовые трудности Греции, а вместе с ней и всей Южной Европы. Обвал экономики одного из "слабых звеньев" ЕС неминуемо вызвал бы и обвал евро, самого амбициозного и самого успешного валютного проекта последних десятилетий.
Но Греция, судя по всему, "отскочила", а к началу осени 2010 года о ней уже мало кто вспоминает – она потихоньку выпускает еврооблигации, решает, проводить ли ей стресс-тесты банков и так далее. Все это уже мало кого волнует, потому что прекратило оказывать влияние на евро. Тут-то европейская валюта и начала свое восхождение обратно.
Своего минимального значения в 2010 году евро достиг в начале июня, упав ниже отметки в 1,2 доллара. После этого наступил постепенный отскок, причем довольно быстрый: уже в августе была пройдена отметка в 1,3 доллара, а к концу сентября евро подобрался к 1,34 доллара.
Любопытно, что на российском рынке в кои-то веки ситуация пусть и немного, но отличалась от ситуации в мире. Локального минимума в России европейская валюта достигла раньше, чем в мире: еще 10 мая (37,79 рубля за евро на ММВБ). В июне евро на ММВБ практически постоянно рос, будто бы и не заметив мировой тенденции.
Ну а в сентябре случилась еще одна мини-сенсация: евро превысил отметку в 41,44 рубля, достигнув отметок уровня начала февраля. В мире успехи европейской валюты гораздо скромнее – евро находится всего лишь на максимумах с апреля.
В качестве фундаментальной причины повышения курса евро называются действия американских властей. Вернее, слухи о возможных действиях: ситуация в экономике США складывается таким образом, что Федеральная резервная система вполне может пойти на новый вброс денег. Это нужно, чтобы поддержать ВВП, который отказывается расти без помощи властей. Рост же Соединенным Штатам необходим: во-первых, и повторная рецессия экономике совершенно ни к чему (только что из одной вышли!), во-вторых, на носу выборы.
Вброс на рынок новых долларов неизбежно должен привести к ослаблению национальной валюты США. В еврозоне же пока более или менее все стабильно – вот инвесторы и вкладываются в евро. Но это в мире. А что у нас?
Резкое подорожание евро в последние дни взволновало не только обычных россиян, которые все еще держат деньги в валюте, но и депутатов Госдумы. 24 сентября перед ними вынужден был держать ответ глава Центробанка Сергей Игнатьев, который вообще-то не раз выступал за увеличение коридоров колебаний на рынке. Игнатьев рассказал, что частично атака на рубль связана с ожиданием роста импорта, из-за которого снизится профицит торгового баланса.
Импорт, по всей видимости, действительно будет увеличиваться: не только потому что он в последнее время постоянно увеличивается, но и из-за засухи. Россия уже ограничила экспорт зерна, а также обнулила пошлины на ввоз гречки, картошки и капусты. По данным Минэкономразвития, в августе профицит торгового баланса составил всего 8,3 процента – слишком мало для страны, которая экспортирует нефть и газ в рекордных количествах.
И все же другая причина, о которой также упомянул Игнатьев, кажется пока более важной. "Немаловажную роль, особенно в последние дни, сыграли и чисто спекулятивные факторы", - заявил глава Центробанка. И добавил, что в сентябре ЦБ вынужден был не только приостановить покупки долларов и евро для международных (золотовалютных) резервов, но и продать 600 миллионов долларов. Это было нужно, чтобы на рынке появилась валюта, которая бы удовлетворила спрос спекулянтов и не позволила бы рублю опуститься слишком сильно.
Сайт газеты "Ведомости" называет еще одну причину. По данным аналитиков, опрошенных изданием, на курс евро в России могла повлиять… одна крупная покупка в интересах какого-либо клиента, которому по какой-то причине необходимо было накопить средства именно в евро. В пользу такой версии говорит сразу несколько обстоятельств. Во-первых, если бы изменения в России были бы связаны только с динамикой по паре евро/доллар, то на ММВБ упал бы курс американской валюты. Доллар же в последнее время относительно стабилен – его колебания за месяц составили меньше рубля.
Во-вторых, слишком уж неравномерно рос курс евро. Практически ажиотажный спрос на европейскую валюту был два дня: с 14 по 16 сентября евро подорожал почти на полтора рубля. Правда, объемы торгов в эти сессии не выделялись среди общего фона. Впрочем, уже 21 сентября, когда евро прибавил еще три четверти рубля, объем торгов составил 14 миллиардов рублей при обычном показателе в 5-7 миллиардов.
Есть, впрочем, и другие объяснения. Максим Кваша с портала Slon полагает, что падение рубля может быть началом очередного витка девальвации национальной валюты. По его словам, определяющей станет статистика, которую опубликует ЦБ 30 сентября: она будет касаться все того же торгового баланса страны. Если профицит будет не слишком большим, ЦБ может понизить стоимость рубля, чтобы атаковать импорт, а заодно дать возможность получить дополнительные прибыли экспортерам. Эта версия, однако, также не объясняет относительную стабильность доллара и резкие скачки по евро.
Таким образом, получается, что одной причины, которая бы объясняла резкий скачок европейской валюты в ближайшие дни, нет: сошлись как внешние, так и внутренние факторы, которые, к тому же, помножились на действия спекулянтов. Судя по торгам в пятницу, 24 сентября, евро без объективных причин начал отступать: Центробанк снизил курс европейской валюты аж на 28 копеек. Следующие две недели должны показать, насколько подъем был спекулятивным и пойдет ли российский рынок по своему пути или снова окажется в сильной зависимости от торгов в мире.