Первый канал задумал маленькую, но очень важную революцию в российском телевидении - он решил приучить российского зрителя, выросшего на бесконечных латиноамериканских мыльных операх, смотреть по одной серии любимого сериала в неделю. В качестве инструмента приучения выступают четыре новых проекта "Побег", "Гаражи", "Голоса" и "Банды". "Лента.Ру" готова поделиться впечатлениями о действенности применяемых Первым мер.
Вертикаль
Чтобы понять весь масштаб задумки Первого канала, потребуется краткий экскурс в историю. Первым настоящим (то есть очень длинным - "Изаура" не в счет) сериалом на тогда еще советском телевидении были мексиканские "Богатые тоже плачут". Сериал имел бешеный успех, сделав заштатную актрису Веронику Кастро настоящей звездой на одной шестой части суши. К несчастью, этот успех стал приговором только зарождавшемуся тогда на территории СССР сериалостроению - отечественные умельцы в большинстве своем уяснили, что пенсионеры и домохозяйки хотят смотреть любимый сериал каждый день вне зависимости от качества продукта, и поэтому принялись клепать собственные телепроекты, исходя из этих соображений.
Прошло 20 лет. Сейчас типичный российский сериал принято показывать по 4-5 серий подряд с понедельника по четверг-пятницу и по два сезона в год - осенний и весенний. Несмотря на некоторое количество успешных проектов, общее качество произведенных по подобной технологии шоу, мягко говоря, невысокое - нужны невероятные финансовые и творческие затраты, чтобы выдавать в год по 100 серий уровня (чего стесняться-то?) "Остаться в живых". На Западе по сходной с отечественной схеме снимаются новеллы, предназначенные для неприхотливых вкусов домохозяек невысокого достатка: например, сериал "Главный госпиталь", идущий по ABC с 1963 года, на настоящий момент уже состоит из 12 тысяч 145 эпизодов.
Вместе с тем, благодаря достаточно широкому распространению интернета, а также иными способами, высококачественные западные сериалы стали попадать на отечественный рынок. Речь идет о шоу, в которых не брезгуют сниматься звезды мирового уровня и которые выходят в количестве 22-24 серий в год, демонстрируемых еженедельно. Именно последний факт является залогом качества, например, американского "мыла".
Разумеется, сначала нашим каналам и в голову не приходило показывать такие новеллы по одной серии в неделю, как это и делается на Западе, и иностранные сериалы стали впихивать в российскую схему. Не трудно догадаться, что ничего хорошего из этой затеи не вышло - серии достаточно быстро заканчивались (еще бы, ведь новые выходят по 24 штуки в год, а с нашими темпами расходования такого запаса не хватит и на полтора месяца), повествование обрывалось на полпути, оставляя зрителя в недоумении. Так, например, "Домашний" в свое время запорол "Доктора Хауса", а РЕН - "Сверхъестественное".
Первый канал, однако, с самого начала выбрал другую стратегию - иностранные проекты "Обмани меня" и "Остаться в живых" демонстрировались в выходные по одной серии в неделю. Более того, канал демонстрировал серии с минимальной задержкой - между российским и зарубежным показом проходило около недели. Естественно было ожидать, что Первый продолжит развивать подобную схему, что и произошло в 2010 году: канал стал усиленно рекламировать новый осенний телесезон, вобравший в себя сразу четыре новых проекта - "Побег", "Гаражи", "Голоса" и "Банды", каждый из которых будут показывать по одному разу в неделю.
Первые серии каждого из этих сериалов (все пилоты, надо сказать, были сделаны двойными, то есть длились по полтора часа) вышли на экран с 20 по 23 сентября 2010 года. Что же представляют собой новые проекты?
"Побег"
Пожалуй, этот проект привлекал внимание больше остальных. Дело в том, что сериал является римейком созданного на канале FOX сериала Prison Break (его у нас показывал канал РЕН), который имеет в России свою фанатскую базу. Поклонники сериала довольно скептически отнеслись к самой идее сделать римейк их любимого сериала. Надо сказать, что после выхода пилотного эпизода их мнение не изменилось.
Однако на одобрение фанатов Первый и не рассчитывал, делая не дословный пересказ (как, например, поступает в таких случаях СТС), а скорее изложение с элементами сочинения. Если, однако, откинуть сравнения с оригиналом, то выяснится, что в понедельник по Первому показали очень пристойный (а по российским меркам - просто великолепный) сериал.
К несомненным плюсам можно отнести актерскую работу Юрия Чурсина - не зря продюсер проекта Денис Евстигнеев в интервью "Ленте.Ру" назвал его очень "оснащенным" актером. За ним интересно наблюдать, а его полный одержимости взгляд на худом лице не оставляет сомнений в том, что его обладатель вполне мог придумать крайне неадекватный план спасения собственного брата (которого отлично сыграл Владимир Епифанцев).
К другим несомненным удачам можно отнести Цыгана в исполнении Максима Зыкмана, хрестоматийного зэка, которого с успехом выдает на экране Евгений Мундум, и тюремного врача в исполнении Даны Агишевой. Отдельной благодарности сценаристы сериала заслуживают за тюрьму: им удалось не перебрать с псевдоромантикой этого места, оставив пенитенциарное учреждение в роли бэкграунда.
Сам сценарий, в основе которого лежит коррупция высших эшелонов власти и силовых структур, в российских реалиях смотрится довольно смело. Например, в первой же серии представители госструктур угрожают правозащитнику. Тот отказывается прекратить свои выступления на радио, после чего спустя пару дней его находят мертвым в собственном кабинете.
В свою очередь актерскую работу Екатерины Климовой, пожалуй, можно отнести к неудачам сериала. Дело в том, что она плохо подходит на роль адвоката - ее внешность, особенно коса, совершенно не вяжутся с образом профессионального юриста. Ну и, кроме того, Климовой достался самый неинтересный и, если честно, довольно тупой персонаж (абсолютно аналогичная судьба постигла Робин Танни, ныне сияющую в "Менталисте", которой в оригинальном сериале досталась роль Вероники Донован). Кроме этого, неожиданно плохо получились у создателей съемки во дворе тюрьмы - их "павильонность" слишком сильно бросается в глаза.
"Гаражи"
Пожалуй, "Гаражи" стали тем сериалом, который превзошел все возложенные на него ожидания. Формально это комедия, в которой каждая серия - отдельная история. Вместе их связывает гаражный кооператив, в котором состоят участники описываемых событий, а также тот факт, что повествование ведется от лица администратора этого самого кооператива Павла Еркина в исполнении Романа Мадянова.
Главное достоинство сериала в том, что он относится к давно, казалось бы, почившему жанру подлинных комедий (речь в данном случае идет не о ситкомах или скетч-шоу, которыми в настоящее время "слегка" переполнен телерынок). "Гаражи" не выдают шутку за шуткой каждые пять минут, не развлекают зрителей абсурдными ситуациями, однако позволяют им несколько раз улыбнуться от души.
Например, сюжет первой новеллы строится вокруг преуспевающего менеджера, который, купив себе "Хаммер", решает поставить его в отцовский гараж. Однако машина слишком широкая, поэтому он находит владельца соседнего бокса и предлагает, чтобы тот продал ему свой гараж. Владелец, однако, смело (его смелость диктуется дозой выпитого) отказывает наглецу, а на следующий день выясняется, что менеджер назначен начальником этого самого владельца. При желании из такой завязки можно сделать все что угодно, однако авторы идут по нестандартному пути - шеф оказывается неплохим человеком, и в результате получается настоящая ода мужской солидарности в духе: "Мужики сами во всем разберутся, если бабы мешать не будут."
Единственным, но очень бросающимся в глаза недостатком картины является музыкальное сопровождение. Такое чувство, что оно писалось для каких-нибудь "6 кадров", а потом по ошибке было продано в сериал. Особенно неуместно "смешная" (по мнению композитора) музыка звучит во второй новелле, посвященной кризису брака двух в общем-то любящих друг друга людей.
"Голоса"
Сериал "Голоса" - мистический триллер, то есть продукт сам по себе для российского ТВ довольно нехарактерный. Вероятно, поэтому этот фильм выглядит сумбурнее двух первых сериалов. Повествование регулярно сбивается с темпа (например, развязка с гипнозом), а актерские работы иногда "плывут". С другой стороны, главная героиня в исполнении Даниэлы Стоянович, способная читать мысли людей и иногда ими немного управлять, получилась достаточно выпуклым и интересным персонажем.
Очевидным достоинством сериала стал сюжет первой серии. В пилотном эпизоде "Голосов" Лиза (так зовут главную героиню) пытается найти одноклассницу своей дочери Ксению. Во время этих поисков без следа пропадает дочь героини Даша, что заставляет Лизу искать похитителя (никто не сомневается, что это похищение) с удвоенной силой, поскольку, отыскав Ксению, она надеется найти и Дашу. Так вот, развязка оказывается по меркам российского кино совсем нетривиальной.
"Банды"
Самым близким по теме к современной российской телепродукции является сериал "Банды". Действие картины начинается в 1990 году, когда Алексей Швецов (Владимир Епифанцев - да, тот самый, который уже сидит в "Побеге") спешит на собственную свадьбу. По пути он становится свидетелем ограбления сберкассы и, пытаясь задержать преступников, смертельно ранит одного из них. Ограбление оказывается инспирировано высшими милицейскими чиновниками, поэтому Швецова делают козлом отпущения и сажают на 6 лет. Через 4 года он выходит на свободу досрочно и пытается начать новую жизнь. Выходит и узнает, что его невеста Аня вышла замуж за его же лучшего друга, который теперь работает в уголовном розыске, и у них растет маленькая дочь.
Леша устраивается работать на рынок, где неожиданно встречает Аню, которая тоже решила заработать денег (на дворе, напомним, 1994 год). Нетрудно догадаться, что очень скоро главный герой из-за Ани попадает в очень серьезные неприятности. В результате он вынужден принять приглашение от своего бывшего сокамерника присоединиться к банде.
Помимо неплохой драматургии, от остальных сериалов про бандитов этот фильм отличает то, что Швецов изначально не хочет быть бандитом. Это не "Бригада" с ее гламуризацией преступного мира 90-х и не "Бумер" с его крутизной. Алексей идет к бандитам не потому, что ему нравится, а потому, что на тот момент это единственная возможность защитить своих близких от творящегося в стране беспредела.
Вместе с тем, по уровню исполнения этот сериал, не лишенный некоторой глубины - худший из всех четырех. Во-первых, воссоздать дух 90-х у режиссера и сценаристов получилось лишь отчасти - в глаза бросается огромное количество ляпов. Например, журналист ходит с огромным цифровым фотоаппаратом, а на улицах тут и там расставлены современные иномарки. Кроме этого, авторы для чего-то добавили в сериал дозу юмора, выставив сотрудников уголовного розыска, мягко выражаясь, идиотами. Разумеется, музыку для смешных моментов писал тот же композитор, чьи непереносимые творения звучат в "Гаражах".
Заключение
Итак, на суд зрителя представлены российские сериалы отличного по отечественным меркам качества, которые интересно смотреть. Остается надеяться, что Первый канал сумеет развить и закрепить успех, наглядно показав конкурентам, что российский зритель готов к вертикальному программированию. Быть может, тогда эта схема будет принята остальными российскими каналами, и времена засилья "Солдат" и прочих низкопробных сериалов уйдут в прошлое.