22 сентября британская газета The Guardian сообщила, что специалисты по лицензированию продукции признали мультсериал "Симпсоны" самым успешным телевизионным брендом за всю историю существования индустрии. Треть из 450 экспертов, опрошенных в преддверии выставки Brand Licensing Europe 2010, которая пройдет в Лондоне с 28 по 30 сентября, уверена, что популярность сериала-долгожителя с каждым годом только набирает обороты.
По данным исследования, у "Симпсонов" заключено более 400 официальных контрактов, позволяющих ритейлерам по всему миру продавать продукцию с символикой сериала и изображением главных героев. Продажи DVD-дисков, игрушек, футболок, сувенирной продукции и других товаров принесли создателям ситкома около 8 миллиардов долларов. В целом же глобальный рынок розничной торговли товаров различных телевизионных брендов составляет 191 миллиард долларов.
Первую серию "Симпсонов", созданных режиссером Мэттом Гронингом, показали 17 декабря 1989 года. За более чем двадцатилетнюю историю сериал получил 27 наград "Эмми", а в 1998 году журнал Time назвал его лучшим телевизионным сериалом ХХ века.
Однако поистине невероятную популярность мультсериала доказывает то, что изображения Гомера Симпсона, его жены и родственников можно встретить на ручках, играх, картах, стикерах, постерах, футболках и даже почтовых марках. В 2005 году, например, была запущена онлайн-энциклопедия Wikisimpsons, где собрана вся история о самой известной мультипликационной семье.
Отдельного внимания заслуживает и рекламная деятельность героев "Симпсонов". Стоит признать, что мультсериал действительно занял совершенно особое место в рекламной индустрии, поскольку он не только сам активно рекламируется, но и предоставляет своих собственных персонажей для продвижения различных брендов.
Если говорить о промоушене сериала, то можно вспомнить, например, рекламную кампанию "Симпсонов", приуроченную к его премьере в Анголе. Летом 2009 года, в двадцатую годовщину сериала, ангольское рекламное агентство превратило главных героев в настоящую африканскую семью. С рекламных плакатов глядели чернокожие Симпсоны с изменившимися прическами: синеволосая Мардж поменяла цвет волос на черный, а у Мэгги и Лизы появились африканские косички.
Интересна и рекламная акция кинокомпании 20th Century Fox, которая за два года до этого, в 2007-м, выпустила полнометражный мультфильм с персонажами сериала под названием "Симпсоны в кино". Тогда перед премьерой ленты 12 магазинов сети 7-Eleven были переименованы в Kwik-E-Marts, вымышленный бренд торговых центров из сериала. В этих магазинах продавались различные товары с изображениями героев, а также продукты из сериала - Buzz Cola, хлопья KrustyO's и напитки Squishees.
Сами Симпсоны успели засветиться в рекламе множества популярных брендов. Особо стоит отметить сотрудничество героев с самым дорогим брендом 2010 года по версии агентства Interbrand – Сoca-Cola. В 2010 году, во время трансляции Super Bowl, финала Национальной футбольной лиги США, 106,5 миллиона телезрителей увидели ролик Соca-Cola, посвященный финансовым трудностям мистера Бернса из "Симпсонов". Излишне говорить, что именно Соca-Cola вернула банкроту вкус к жизни.
Гомер Симпсон, в свою очередь, на собственном примере продемонстрировал преимущества банковских карт MasterСard. Рекламное агентство McCann Erickson, продвигающее карты и известное своей привязанностью к мультяшным персонажам, ранее, например, снимало ролики с героями Маппет-шоу и мультиков студии Metro Goldwyn Mayer.
Однако самым преданным рекламодателем, с которым довелось работать Симпсонам, оказалась компания Nestle, выпускающая шоколадные батончики Butterfinger. Первая реклама с участием четырехпалой семейки появилась аж в 1988 году, когда Симпсонов можно было увидеть еще только в минисериях, показанных в "Шоу Трейси Ульман". С тех пор было выпущено около 150 рекламных роликов Butterfinger с Гомером, Бартом и остальными членами семейства.
Здесь можно посмотреть подборку рекламных роликов Butterfinger с Симпсонами:
Впрочем, активная медийная жизнь Гомера не умаляет заслуг его жены Мардж Симпсон. Немногие помнят, что именно Мардж (вошедшая, кстати, в "неочевидную" десятку самых сексуальных мультипликационных героинь по версии редакторов "Ленты.ру") в 2009 году стала лицом ноябрьского выпуска журнала Playboy. Так издание и его бессменный руководитель Хью Хефнер отпраздновали двадцатилетие сериала.
Съемки для Playboy и футбольной рекламы Nike, участие в роликах Coca-Cola и производителя электронных устройств Intel – мало кто может похвастаться такой компанией рекламо- и работодателей. "Симпсоны", ставшие символом телевизионного долгожительства, успешности, юмора и качества, вызвали одобрение даже в Ватикане и еще в 2000 году получили звезду на Аллее славы в Голливуде.
Эксперты, выделившие "Симпсонов" среди всех телевизионных брендов, признали, что позиции мультсериала на рынке чрезвычайно сильны. По мнению аналитиков, проанализировавших потенциальных конкурентов "Симпсонов", в настоящий момент наилучшие шансы для дальнейшего лидерства имеет американский телесериал "Остаться в живых" (Lost). Сериал, появившийся впервые в эфире телеканала ABC в 2004 году, уже успел получить "Эмми" и несколько "Золотых глобусов", а рекламные пародии на Lost явно сулят ему долгую популярность среди телезрителей и потребителей.