В 1997 году режиссеры Дэниэл Мирик и Эдуардо Санчес, которым тогда было по 30 с небольшим лет, обнаружили новую формулу успеха. За 22 тысячи долларов они сняли псевдодокументальный фильм с неизвестными актерами, который собрал в прокате почти 250 миллионов долларов.
Речь, разумеется, идет о "Ведьме из Блэр". Отметим, что выдавать за кино "документальные" материалы, якобы найденные на месте событий, придумали вовсе не Мирик и Санчес - подобные эксперименты проводились задолго до них. В сущности, в конце 90-х просто сложилась идеальная обстановка для создания подобных картин: традиционные фильмы ужасов аудитории начали надоедать, да еще и камеры стали более-менее доступными с точки зрения цен. Так что вслед за "Ведьмой из Блэр" подобные проекты посыпались один за одним.
Справедливости ради отметим, что фильмы при использовании, вроде бы, одних и тех же методов получаются довольно разные. Объясняется это тем, что у кого-то (как, например, у создателей фильма "Монстро", он же "Cloverfield") есть определенный бюджет, позволяющий показать эффектного монстра. Другие же считают копейки, проявляют изобретательность и пугают зрителей доступными средствами. Кто-то (как, например, авторы испанского хоррора "REC") проявляет хотя бы минимальную фантазию и собирает в результате восторженные отзывы критиков и зрителей. А другие снимают покадровые римейки (речь, в частности, о ленте "Карантин" - американской версии все того же фильма "REC") и получают, прямо скажем, не самые высокие оценки. Есть еще и такие, кто превращает собственную жизнь в настоящий фильм ужасов, чтобы добиться "документального" эффекта. Вспомните, например, картину "Я все еще здесь: Потерянный год Хоакина Феникса", рассказывающую о превращении известного актера в рэпера.
Тем не менее, многие фильмы, основанные на "найденных материалах", имеют общие черты. В частности, на главные роли обычно набирают малоизвестных актеров. В "Четвертом виде" снялась Милла Йовович, но это скорее исключение. Суть подобных фильмов в том, что в центре событий оказываются самые обычные люди, какие запросто могли бы быть вашими соседями. Глупо же предполагать, что где-то в американской глубинке случайно найдут телефон, на камеру которого кто-то записал ролик о том, как зомби пожирают, например, Анджелину Джоли или любую другую голливудскую знаменитость.
Еще одна особенность подобных фильмов в том, что в конце все обычно умирают. Во-первых, неизвестных актеров пускать в расход не жалко. Во-вторых, если кто-то из них выживет, выстроить легенду будет сложнее. Ведь зрителям захочется пространных интервью с участником событий, а не роликов, снятых на бегу. Вспомним того же Феникса. Интервью с Хоакином сейчас, пожалуй, пользуются куда большим спросом, чем кино о том, как он "потерял год".
Короче говоря, псевдодокументальные фильмы - это сложившийся жанр, пользующийся спросом и имеющий достаточно обширную аудиторию и собственных звезд. Удивительно, что в этом достаточно узком, в общем-то, жанре решил выступить и Барри Левинсон.
Левинсон, напомним, является режиссером "Человека дождя", собравшего четыре "Оскара". Картина получила в том числе и главную награду Американской киноакадемии - ее признали "Лучшим фильмом года". Через три года после "Человека дождя" еще одна картина Левинсона - биография гангстера Бенджамина Сигела "Багси" - получила еще два "Оскара".
У Левинсона снимались Роберт де Ниро, Дастин Хоффман, Джордж Клуни, Том Круз и многие другие актеры первого эшелона. В новом же проекте режиссера, как пишет зарубежная пресса, сыграют "безымянные" актеры. Имена у них, разумеется, есть, просто рядовому зрителю они ничего не говорят. Уилл Роджерс, Кетер Донахью, Кристин Коннелли - кто это вообще такие?
Впрочем, главными героями фильма станут вовсе не они. Картина Левинсона изначально называлась "Изопод" (и только потом переименовалась в более благозвучную "Бухту") - и вот эти-то небольшие членистоногие и будут находиться в центре внимания. Изоподы - это, вообще говоря, отряд ракообразных. Чтобы не углубляться в науку, давайте просто вспомним мокриц - вот это они и есть. Не самые приятные создания, прямо скажем.
Если верить сайту Bloody Disgusting, сюжет у фильма такой: 4 июля 2011 года (то есть в следующий День независимости) небольшой приморский городок подвергнется нашествию паразитов - носителей какого-то смертоносного мутировавшего вируса. Что именно случится в результате встречи людей с членистоногими, выяснится только через семь лет, когда кто-то обнаружит на месте событий любительские записи, сделанные жертвами изоподов. Сами жители города к 2018 году, разумеется, полностью вымрут.
Еще один немаловажный факт: в качестве продюсеров "Бухты" выступают Орен Пели, Джейсон Блум и Стивен Шнайдер. Именно эта троица несет ответственность за фильм "Паранормальные явления" и его сиквел, а также за находящуюся в работе ленту "Зона 51". Другими словами, Пели, Блум и Шнайдер специализируются именно на псевдодокументальном жанре.
Честно говоря, пока что трудно предсказать, какая картина получится у Левинсона. Может, режиссер на старости лет (ему уже под 70) потерял чутье, произошла осечка и в результате нас ждет фильм-катастрофа - причем катастрофа не с точки зрения жанровой принадлежности. Или, возможно, Левинсон четко осознает, что делает, у него есть свое видение жанра и нас ожидает настоящий псевдодокументальный шедевр. А там, глядишь, подтянутся и другие титулованные режиссеры. Стивен Спилберг снимет пятую часть "Индианы Джонса" на мобильник. Клинт Иствуд, Кристофер Нолан, Мартин Скорсезе и Джеймс Кэмерон откажутся от дорогостоящего оборудования в пользу фотоаппаратов типа "мыльница".
В любом случае, съемки "Изопода", то есть, простите, "Бухты", уже идут полным ходом. Точной информации о дате релиза пока нет. Но, по всей видимости, ждать осталось не так долго.