В России уже как минимум в течение пяти лет обсуждается вопрос, как сделать так, чтобы клиенты сотовых компаний могли менять операторов, сохраняя за собой привычные номера. В конце сентября компания "Межрегиональный транзит телеком" предложила Минкомсвязи свой проект сохранения номеров. В министерстве подтвердили, что письмо МТТ получено и рассматривается.
Впервые услуга по сохранению номера мобильного (Mobile Network Portability, MNP) была запущена в 1997 году в Сингапуре. В Евросоюзе она начала внедряться с 2002 года, и в 2003 году - в США. В конце 2009 года аналоги MNP были реализованы как минимум в 48 странах. Число абонентов мобильной связи, которые воспользовались данной услугой, оценивается более чем в 154 миллиона человек.
В июле текущего года на Украине были внесены изменения в закон о телекоммуникациях, согласно которым уже в начале следующего года жители страны получат возможность воспользоваться услугой MNP. По оценкам участников рынка, украинским мобильным операторам внедрение MNP обойдется в 0,5 процента их годового бюджета на капитальные инвестиции. К примеру, затраты оператора "Астелит" оцениваются в сумму около миллиона долларов, "МТС-Украина" - примерно в два раза больше.
О том, что россияне "уже в самое ближайшее время" смогут воспользоваться новой услугой - MNP, еще в 2005 году рассказывал директор Департамента государственной политики в области инфокоммуникационных технологий Министерства информационных технологий и связи Виталий Слизень. Он отметил, что новая услуга, которая может быть введена уже в 2006 году, будет выгодна пользователям и разовьет конкуренцию между сотовыми операторами.
Слизень даже назвал возможный размер платежа за пользование MNP: не более ста рублей. Эта сумма, по его словам, будет складываться из стоимости SIM-карты и административных расходов, связанных с переносом номера. Также для пользователей мобильной связи "незначительно" возрастет цена прочих услуг.
Однако ни в 2006-м, ни в последующие годы MNP в России так и не была запущена, хотя в конце 2009 года Минкомсвязи одобрило внедрение этой услуги. Правда, как писали отечественные СМИ, переходный период к MNP может занять до пяти лет, следовательно, воспользоваться ею россияне смогут только к 2015 году.
Помешал нововведениям кризис, который заставил и чиновников, и компании свернуть активное развитие. Кроме того, были и технические сложности. "Основными возражениями стала низкая цифровизация сетей, сейчас эти мотивы уже не работают, но появились новые", - пояснял в конце прошлого года заместитель министра связи и массовых коммуникаций Наум Мардер.
"Новыми мотивами" стала реакция российских мобильных операторов, которые выступили против распространения MNP. Дело в том, что при реализации этой услуги появляется необходимость перенаправлять вызовы. Если этим будут заниматься сами операторы, им придется вкладывать в дополнительную инфраструктуру средства, и немалые. Так, в декабре 2009 года в МТС оценивали стоимость введения MNP в 130 миллионов долларов, в том числе 60 миллионов компании пришлось бы потратить на специализированные IT-платформы.
Всего для "большой тройки" (МТС, "МегаФон" и "Вымпелком") затраты на новую услугу оцениваются в 400 миллионов долларов, пишет газета "Ведомости". Ранее представители Минкомсвязи подсчитали, что для введения MNP на уровне фиксированной связи потребуется 26 миллионов евро на 10 тысяч абонентов.
Однако в текущем году "Межрегиональный транзит телеком" (МТТ) нашел выход. В конце сентября МТТ решила стать специальным маршрутизирующим оператором (посредником), который будет обеспечивать услугу MNP. Компания обратилась в Минкомсвязи с просьбой вынести предложенные ею проекты на совет министерства.
В МТТ считают, что в случае, если проект примут, абоненты мобильных операторов смогут сохранять свой номер без особых затрат. Впрочем, в компании не уточнили, во сколько именно обойдется россиянам новая услуга. Что касается дохода самой МТТ от реализации программы, то участники рынка оценивают его примерно в 700 миллионов рублей. Реакция Минэкономсвязи на предложение МТТ пока неизвестна.
Если MNP будет внедрена в России, то, по оценкам AC&M-Consulting, за три года услугой воспользуются 6-10 миллионов абонентов из 120 миллионов, зарегистрированных в стране. Как подсчитали в iKS-Consulting, потенциально пользователей MNP в России - до 13 миллионов.
Одним из возможных последствий внедрения может стать передел сотового рынка. Так, "большой тройке", скорее всего, придется больше тратить на маркетинг и рекламу, чтобы удержать клиентов и привлекать как можно больше новых. В то же время может усилиться позиция региональных операторов (в том числе четвертого по значимости сотового оператора в стране - Tele2), которые саму идею переноса номеров, разумеется, всячески поддерживают.