Россия договорилась с США по всем принципиальным вопросам, касающимся вступления страны во Всемирную торговую организацию. Для оптимистов это повод считать, что Россия уже в 2011 году станет членом торгового клуба, для пессимистов - лишь очередной, пусть и важный, этап переговоров, которые длятся уже не первый десяток лет.
Правительство России вело активные переговоры по вступлению в ВТО в течение почти всех 1990-х и 2000-годов. Едва ли не каждый год чиновники обещали, что вот-вот все вопросы удастся решить и если уж не в этом, то в следующем году Россия окажется в организации, в которую уже входят едва ли не все страны мира.
С середины 2000-х риторика чиновников начала постепенно меняться: они то обвиняли США и другие страны в затягивании или срыве переговоров, то отмечали, что готовы вступать в ВТО исключительно на своих условиях. Это требование вполне логично: дополнительными выгодами экспортеров, интересы которых ущемляются в других странах, иногда можно пожертвовать ради компаний, ориентированных на внутренний рынок. Именно они пострадают от вступления России в ВТО сильнее всего: из-за рубежа придут агрессивные конкуренты, и многие местные предприятия могут оказаться на грани банкротства.
А в 2009 году бесконечный треп о ВТО вдруг неожиданно закончился заявлением премьер-министра Владимира Путина о том, что Россия будет вступать в торговую организацию только вместе с Казахстаном и Белоруссией, иными словами в рамках Таможенного союза. В самом ВТО словами Путина были немало удивлены, тем более что торговый клуб еще ни разу не принимал в свои ряды какие-либо союзы. А в Белоруссии вообще заявили, что Таможенный союз может вступить в ВТО единым фронтом не раньше 2020-х годов.
Чуть позже слова премьера были фактически опровергнуты президентом Дмитрием Медведевым. Он заявил, что Россия будет координировать переговорный процесс с Белоруссией и Казахстаном, но вступать в ВТО намерена без своих союзников. На этом о торговом клубе в России вновь все забыли - практически никто уже не верил, что правительство будет серьезно пытаться вступить в ВТО до 2012 года, до следующих президентских выборов.
Тем не менее, выяснилось, что для Дмитрия Медведева вопрос о ВТО оказался важнее, чем можно было подумать в 2008-м и 2009-м годах. По данным газеты "Коммерсант", президент России в августе потребовал до 30 сентября договориться с делегацией из США. Этот договор должен был стать ключевым: США - единственная из крупных мировых держав, с которой России никак не удавалось подписать двустороннее соглашение.
Неожиданно чиновничья машина, столько лет работавшая вхолостую, набрала ход и поручение президента выполнила. Сначала первый вице-премьер России Игорь Шувалов произнес перед депутатами Госдумы обычную мантру про "скорое" вступление в ВТО, а потом выяснилось, что Россия согласилась на уступки США по агропромышленному комплексу: переговорщики пообещали, что до 2012 года бюджетная помощь сельскому хозяйству будет составлять не более девяти миллиардов долларов в год, а потом будет сокращаться таким образом, чтобы к 2017 году субсидии не превысили отметки в 4,4 миллиарда долларов.
После этого прошло еще несколько дней, и вице-премьер и министр финансов Алексей Кудрин торжественно заявил: все спорные вопросы на переговорах с США сняты. Это произошло 1 октября, аккурат на следующий день после назначенного Медведевым "дедлайна".
Договор с США не означает, что Россия немедленно станет членом ВТО. Переговорщикам предстоит проделать еще столько работы, что даже Кудрин отказался назвать точную дату вступления страны в торговый клуб. Во-первых, документы с США нужно еще подписать. Во-вторых, России необходимо провести уже не двусторонние, а многосторонние переговоры с рядом членов ВТО. В-третьих, есть еще и политическая составляющая, которая может затормозить процесс вступления в организацию. На всех трех аспектах имеет смысл остановиться чуть более подробно.
Сразу после того, как Кудрин заявил, что Россия договорилась с США, Медведев поговорил с президентом этой страны Бараком Обамой по телефону. По итогам этого разговора пресс-служба Кремля выпустила пресс-релиз в духе советского Информбюро ("Главы государств, с удовлетворением констатировав достигнутый прогресс в реализации договоренностей о завершении двусторонних переговоров по вступлению России в ВТО, выразили общий настрой на дальнейшее тесное взаимодействие на этом направлении, в том числе в рамках совместной работы в многостороннем формате"), который совершенно не прояснил ситуацию.
Так, до сих пор не очень понятно, на какие именно уступки пошла Россия, помимо отказа от части агропромышленных субсидий, а также присутствовала ли в переговорах политическая (а не только экономическая) составляющая.
Известно, что "технически" оформить договоренности с США поручено вице-премьеру Игорю Шувалову. Но как именно они будут оформляться и сколько времени это займет, по-прежнему неизвестно.
Однако даже если "технически" договоренности будут оформлены в ближайшие недели или даже месяцы, Россию ждет еще один важный этап переговоров: в Женеве. По условиям ВТО, после двусторонних переговоров Россия должна провести переговоры с теми странами, которые не имеют принципиальных разногласий с РФ. "Коммерсант" пишет, что фактически такие многосторонние переговоры превращаются в подготовку доклада о присоединении страны к ВТО.
Доклад этот - формальность практически для любой страны, которая вступала в ВТО ранее. Но только не для России: из-за создания Таможенного союза черновик доклада придется полностью переписывать. Всего в докладе 30 разделов: в пяти из них изменения согласованы, остальные должны быть изменены до конца 2010 года.
Но и это еще не все. Потому что когда будут урегулированы все вопросы экономического характера, наверняка всплывут и другие - политические. Так, Грузия с 2000 года является полноправным членом ВТО, а по условиям организации, любая страна может войти в торговый клуб только с согласия всех его участников. Таким образом, России надо заручиться поддержкой Грузии, что в текущих реалиях фактически невозможно.
Двусторонние переговоры между Россией и Грузией уже проходили и даже успешно закончились. Но было это еще до войны 2008 года. Теперь же ситуация такова, что Россия может выбить из Грузии согласие только при поддержке других членов ВТО - например, тех же США. Если этого не получится, то тогда Россия может попросить членов ВТО проголосовать за свою кандидатуру. Теоретически такая опция есть, но торговый клуб ею ни разу не пользовался.
Если все эти вопросы, а также множество других, более мелких (например, спор с ЕС по поводу пошлин на экспорт леса), будут решены, то еще шесть месяцев уйдет на всякие формальные переговоры и подписание документов. Таким образом, вступление России в ВТО (если оно все же состоится) произойдет аккурат в канун выборов в Госдуму или между выборами в парламент и выборами президента. А все, что происходит в это время, обычно используется в политических целях.