По мнению российских СМИ, дела у Елены Батуриной, супруги бывшего московского мэра, вот-вот пойдут под откос. Самая богатая женщина России неоднократно заявляла, что положение ее мужа никак не связано с успехами подконтрольного ей холдинга "Интеко". Так ли это в действительности, будет ясно совсем скоро, но уже сейчас нашлись те, кто "пробует", насколько прочно положение Елены Батуриной. Старший брат железной леди, Виктор, к примеру, намерен истребовать с "Интеко" 3,5 миллиарда рублей. Минимум.
До отставки Юрия Лужкова Виктор Батурин на личности в хозяйственных спорах с сестрой не переходил. Однако обида на Елену, которая, как он полагает, выдавила его из "Интеко", осталась. Не удивительно, что в интервью для фильма телеканала НТВ "Дорогая Елена Николавна" он сестру не защитил, но, напротив, сыграл на руку ее критикам. В частности, Батурин поставил под сомнение слова Лужкова о том, что его сестра была бы еще богаче, если бы не вышла замуж за мэра.
"Она могла бы выйти замуж за Путина - тогда да. Теоретически это возможно, практически - он лицемерит", - заявил Батурин. А менее месяца спустя стало известно, что старая семейная ссора бередит правовое сознание бизнесмена гораздо сильнее, чем можно было предположить.
Газета "Коммерсант" утверждает, что Виктор Батурин потребовал от следственного комитета при прокуратуре РФ "провести тщательную проверку преступной деятельности" президента ЗАО "Интеко" Елены Батуриной. В заявлении, которое Батурин якобы направил председателю следственного комитета РФ Александру Бастрыкину 4 октября, говорится, что при разделе бизнеса "Интеко" в 2007 году он недополучил как минимум 3,462 миллиарда рублей за свою работу в компании.
Виктор Батурин указал Бастрыкину и на другие грехи сестры. Она, мол, присвоила принадлежавшие ему 24 процента ЗАО "Интеко", утверждает он. Весь причиненный ему ущерб, заявил "Коммерсанту" сам бизнесмен, может оцениваться в сумму до 1 миллиарда долларов. В СКП, к слову, сообщили, что о заявлении Батурина ничего не знают.
Перспективы обращения Виктора Батурина в СКП туманны. Юристы, опрошенные "Коммерсантом", заявили, что срок исковой давности, в частности, по истребованию зарплаты, истекает через три месяца после вручения работнику приказа об увольнении. Споры же о том, кому какая доля в "Интеко" принадлежит, должен решать суд, а не СКП.
Между тем, долгое время Виктор и Елена Батурины работали вместе. И вполне успешно. Они еще в 1991 году создали "Интеко", которая, в основном, занималась производством пластмасс и пластмассовых изделий (сейчас основные доходы приносит строительство "Интеко" и инвестиции в акции). Тогда холдинг костерили, в основном, за поставку сидений для стадиона "Лужники". Но бизнес компании резко начал расти в начале 2000-х, и пути основателей "Интеко" разошлись.
"Интерес-то к этому бизнесу с ее стороны был смешной, пока мы занимались тазиками…. Затем появились ДСК-3, цементные заводы, первый миллиард, а затем уже и неподдельный интерес Елены Николаевны к компании", - вспоминал Виктор Батурин в интервью "Ведомостям" то, как "Интеко" стала переходить в руки его сестры. К началу 2000-х его доля в "Интеко" "похудела" до 25 процентов, а в 2002 году - до 1 процента.
Ни Батурин, ни его сестра не называли публично причин, заставивших их поделить бизнес. Журнал Smart Money, впрочем, утверждал, что сестре надоели бесконечные скандалы, связанные с проектами брата в Белгородской области. Спор с властями этого региона за сельскохозяйственные участки быстро перерос в скандальное и кровавое противостояние. В результате Батурин, который не собирался уступать, обвинил губернатора Белгородской области Евгения Савченко в покушении на менеджеров компании. В ответ на "Интеко" вылили целый ушат компромата. Конфликт, хотя и дошел до тогдашнего президента Владимира Путина, завершился ничем.
Завязывать с белогородчиной Виктор Батурин, однако, не собирался. Тогда-то сестра и брат начали делить активы. В руках Батурина оказался весь сельскохозяйственный бизнес "Интеко" ("Интеко-Агро"), а также проекты компании в Сочи. Елена Батурина, в свою очередь, стала единственным владельцем "Интеко", выкупив остававшийся у ее брата процент акций компании. Уже через год Виктор уверял, что сразу 25 процентов акций "Интеко" его лишили незаконно.
В 2007 году Виктор Батурин подал на сестру в суд, заявив, что "Интеко" задолжала ему 6 миллиардов рублей компенсации за увольнение. При этом пост вице-президента "Интеко" Батурин оставил еще в декабре 2005 года и на протяжении целого года никаких претензий к сестре публично не высказывал. "Мы же, в конце концов, не деремся, не предпринимаем никаких действий, которые не входят в моральный кодекс", - отнекивался от критиков Виктор Батурин.
Но иск его был отклонен, а сам Виктор Батурин выпал из поля зрения журналистов. Даже сейчас бизнес "Интеко-Агро", который перешел к Виктору после ухода из "Интеко", не идет ни в какое сравнение с масштабами бизнеса Елены Батуриной. Бизнесмен уверял, что его это не смущает.
И вот в 2010 году брат вернулся, чтобы вновь высказать претензии сестре. Доказать свою правду, вступив с ней в публичное противостояние. Источники "Коммерсанта" утверждают, что это просто попытка Виктора Батурина отпиариться за счет сестры, банально свести счеты. Вроде бы все логично, но рискнет ли Виктор Батурин дать бой своей сестре?
В своем заявлении в СКП Батурин даже не пытается скрывать, что решил добиваться пересмотра раздела активов "Интеко" в связи с отставкой Лужкова, поскольку ранее, "с учетом московской коррупции и связей Батуриной Е. Н. в правоохранительных органах и судах" ему не удалось добиться правды. В пресс-службе ЗАО "Интеко" "Коммерсанту" лаконично заявили, что "бред сумасшедшего нет смысла комментировать". Перемирием тут и не пахнет, но и полномасштабной войны вряд ли стоит ожидать.