Среда обитания
04:00, 8 октября 2010

Довели шведов IKEA решила ограничить экспансию в России

Шведский холдинг IKEA, крупнейшая в мире розничная сеть по торговле мебелью и предметами домашнего обихода, все же решил заморозить инвестиции в развитие новых проектов в России. Причин для приостановки сразу несколько: от "кошмаренья" бизнеса чиновниками и отказа в доверии руководству российского представительства холдинга до банального кризисного фактора.
Заморозка С начала года IKEA временно отказалась от реализации двух крупных проектов в России. Сначала стало известно, что в Воронежской области приостановлен проект строительства торгово-развлекательного центра (ТРЦ) "Мега" (магазины IKEA, как правило, открываются в составе центров "Мега",в которые входят еще несколько крупных торговых центров). Общая площадь только первой очереди строительства должна была составить 176 тысяч квадратных метров. По данным агентства "Интерфакс", решение о заморозке проекта было принято в связи с финансовым кризисом и "с причинами внутреннего характера в компании".
В октябре газета "Ведомости" написала, что возведение "Меги" рядом с подмосковным городом Мытищи тоже откладывается. Комплекс должен был стать одним из крупнейших в Европе. Агентство Reuters со ссылкой на Министерство внешнеэкономических связей Московской области в апреле 2010 года сообщало, что общая площадь комплекса составит 250 тысяч квадратных метров. По данным "Ведомостей", площадь объекта вместе с парковкой была бы 400 тысяч квадратных метров. Начать строительство планировалось в 2011 году, а завершить - в 2013 году. Инвестиции в проект, по данным СМИ, могли достигнуть миллиарда долларов.
Однако, как сообщил Пер Вендшлаг, в октябре этого года назначенный гендиректором IKEA в России, строительство откладывается на 3-5 лет. По сути, это означает на неопределенный срок. По словам Вендшлага, на аналогичный срок отложен запуск и других ранее запланированных проектов холдинга в России.
О внешних противниках Впервые шведский концерн объявил о планах по частичной приостановке экспансии в России летом 2009 года. Тогда уже бывший генеральный директор IKEA в России и СНГ Пер Кауфман заявил, что в проектирование новых торговых центров компания вкладываться не намерена из-за административных барьеров в ряде регионов.
В свою очередь, основатель IKEA Ингвар Кампрад обвинил российских продавцов электроэнергии и газа в выставлении завышенных счетов за обслуживание торговых центров. Из-за этого компания, по его словам, потеряла 136 миллионов евро и теперь вынуждена вложиться в строительство собственных генераторов. Также он отметил, что его компания могла бы давать взятки, чтобы облегчить развитие бизнеса в России, но принципиально не делает этого. При этом руководство концерна подчеркнуло, что проекты, финансирование по которым уже открыто, будут завершены.
То, что для открытия даже торговой палатки в России (не говоря уже об огромном торговом комплексе) надо заплатить десятку разных чиновников, известно не только от IKEA. В случае со шведским концерном катализатором стала ситуация с вводом в строй торгово-развлекательного комплекса "Мега-ИКЕА" в Самаре. Местные власти откладывали открытие комплекса около 10 раз. Из-за этого, по данным холдинга, стоимость проекта существенно выросла, а еще приходилось платить зарплату сотрудникам, которые заблаговременно были наняты на работу.
В итоге вопрос вышел на правительственный уровень. В ситуацию пришлось вмешаться министру торговли Швеции Эве Бьерлинг, которая обсудила вопрос развития IKEA в России с министром промышленности и торговли РФ Виктором Христенко. После встречи Бьерлинг выразила уверенность, что трудности, с которыми IKEA сталкивается при работе в России будут решены в ближайшее время. В марте 2010 года власти Самарской области согласовали открытие ТРК "Мега" в Самаре. Тем не менее, объект не открыт до сих пор.
О проблемах внутреннего характера Ситуация с самарской "Мегой", конечно, не нормальная. Саботировать открытие комплекса площадью 130 тысяч квадратных метров - по крайней мере странно. В конце концов, наличие такого объекта должно быть выгодно городу или области (решение проблемы занятости, налоговые отчисления и так далее).
Впрочем, у медали, как всегда, есть две стороны. Речь идет об уже упомянутых "причинах внутреннего характера". В феврале 2010 года из-за "терпимости по отношению к коррупционным действиям подрядчиков" (проще говоря, за взятки) своих должностей лишились гендиректор IKEA в России и СНГ Пер Кауфман и директор департамента по недвижимости в России Стефан Гросс.
Ситуация, на первый взгляд, получается довольно простая: одни просят деньги, другие дают. Если дают мало или не хотят давать, то строить им запрещают. Те же Кауфман или Гросс, может, и не хотели бы давать "на лапу" чиновникам, пожарным, милиции и санэпидемстанции. Но по-другому не получается. И в результате в проигрыше остаются граждане, потенциальные посетители торгово-развлекательных комплексов "Мега" и сотен других торговых, офисных или инфраструктурных объектов.
Казалось бы, ну не построят новую "Мегу", ну и что? Их и так уже много в России: в Москве, Подмосковье, под Санкт-Петербургом, в Казани, Екатеринбурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Ростове-на-Дону и Адыгее. Однако отказ одной из крупнейших компаний в мире (ежегодный объем продаж IKEA составляет 21,1 миллиарда евро) от развития бизнеса в России бьет по имиджу страны. В этом году холдинг отказался от экспансии на украинском рынке, который в плане коррупции не намного отличается от российского. Может быть, шведы просто деньги экономят... А может, грамотно просчитывают стратегию развития.

< Назад в рубрику