Мир
20:42, 8 октября 2010

Мужество и дерзость Нобелевскую премию мира присудили китайскому диссиденту

Председатель Норвежского Нобелевского комитета Турбьорн Ягланд на фоне портрета Лю Сяобо
Фото: Scanpix Norway / Reuters

Лауреатом Нобелевской премии мира стал китайский правозащитник и диссидент Лю Сяобо, в 2009 году приговоренный к 11 годам тюрьмы за попытку свержения государственного строя. Решение о присуждении приза члены Нобелевского комитета приняли единогласно - к очевидному неудовольствию Китая, который, говорят, даже глушил трансляцию CNN из Осло.

20 лет диссидентства

Публичная диссидентская деятельность Лю Сяобо началась в 1989 году, когда 33-летний преподаватель литературы Пекинского университета вмешался в события на площади Тяньаньмэнь - сперва объявил голодовку, а затем принял участие в переговорах с властями, требуя дать возможность протестующим студентам мирно покинуть оцепленную войсками площадь.

Собственно, с тех пор никакой иной деятельностью, кроме как правозащитной, Лю заниматься не мог: сразу по окончании тяньаньмэньской истории он был арестован и провел в тюрьме два года - при этом обвинений ему так и не предъявили. Зато китайские власти запретили ему заниматься преподавательской деятельностью в государственных образовательных учреждениях и публиковать любые работы - даже литературную критику.

С 1989 года Лю Сяобо провел в заключении или под домашним арестом больше времени, чем на свободе. В 1996 году его приговорили к трем годам исправительных работ в трудовых лагерях за критику режима и призывы к освобождению арестованных участников событий на Тяньаньмэнь. Значительную часть 2000-х он провел под надзором, а в декабре 2009 года был приговорен к 11 годам тюрьмы за написание "Хартии-08" - манифеста, содержавшего, в частности, 19 требований, сводившихся к необходимости изменения однопартийной системы и соблюдению в стране прав человека (английский перевод документа можно почитать здесь).

Пикетчики в Гонконге требуют освободить Лю Сяобо. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Лю выступил одним из соавторов Хартии, которая была опубликована через несколько дней после его задержания. Под текстом документа поставили подписи более 300 представителей интеллектуальной элиты Китая, еще более 10 тысяч человек поддержали документ в интернете. С критикой решения суда выступили США, страны ЕС и Великобритания. Акции в поддержку Лю проходили и в Китае. Тем не менее, обжаловать приговор защитникам Лю Сяобо не удалось.

В 2007 году, находясь на свободе между двумя периодами домашнего ареста, Лю дал интервью CNN, в котором прокомментировал свое положение. "Мне лично кажется, что если живя при диктатуре вы хотите остаться честным и достойным человеком, если вы хотите бороться за права и свободы граждан - нужно быть готовым к тому, что придется провести какое-то время в тюрьме. И жаловаться тут не на что. Я даже не виню тех, кто меня арестовывал, они просто не могли повести себя по-другому".

Именно идею непротивления, ненасильственной борьбы за права и свободы отметил Нобелевский комитет в Осло, 8 октября присуждая Лю Сяобо премию мира. Приз был вручен ему с формулировкой "за длительную ненасильственную борьбу за фундаментальные права человека в Китае".

Неоднозначно, но единогласно

Примечательно, что несмотря на то, что имена претендентов на получение Нобелевской премии мира не принято обнародовать заранее, в последние недели имя Лю Сяобо упоминалось в прессе вместе с другими вероятными кандидатами - афганской правозащитницей Симой Самар, председателем российского общественного комитета "Гражданское содействие" Светланой Ганнушкиной и бывшим канцлером ФРГ Гельмутом Колем.

В частности, сообщалось, что в инициативную группу по выдвижению кандидатуры Лю Сяобо вошли Далай Лама (обладатель Нобелевской премии мира 1989 года), южноафриканский религиозный деятель Десмонд Туту (лауреат 1984 года) и бывший президент Чехии, писатель и правозащитник Вацлав Гавел.

В ответ на эти сообщения китайские официальные лица заявили, что вручение премии Лю Сяобо было бы ошибкой и негативно отразилось бы на отношениях КНР и Норвегии. При этом за некоторое время до объявления победителя председатель Нобелевского комитета Турбьер Ягланд проговорился, что решение комитета в 2010 году будет "неоднозначным", добавив однако, что кандидатура победителя была одобрена единогласно.

После того, как решение Комитета было объявлено, Китай вновь озвучил свою позицию, заявив к тому же, что вручение награды Лю Сяобо противоречит принципам Нобелевской премии, поскольку лауреат является преступником, осужденным по законам страны. CNN сообщал также, что во время церемонии объявления лауреата в Осло телевизионный сигнал на Китай блокировался.

Как вполне справедливо заметила в недавнем интервью жена заключенного правозащитника Лю Ся (Liu Xia), китайское руководство выступает против присуждения премии Лю Сяобо еще и потому, что не хочет привлекать к его истории дополнительное внимание. Специфика устройства информационного поля в Китае такова, что за рубежом об осужденном диссиденте наверняка осведомлено больше людей, чем внутри страны. Тем не менее, присуждение Лю Нобелевской премии вполне способно изменить эту ситуацию, особенно при условии, что он стал первым китайцем, удостоившимся этой высокой награды.

Кроме того, прямолинейная поддержка политзаключенного не может не восприниматься как прямая критика китайского правительства. Столь дерзкого поведения Нобелевский комитет не позволял себе давно, волей-неволей задумаешься, что решение присудить награду Лю Сяобо продиктовано, хотя бы отчасти, стремлением оправдаться за прошлогодний аванс, выданный президенту США Бараку Обаме.

Положительный итог у присуждения Нобелевской премии мира - 2010, безусловно, есть, и состоит он в официальном признании многолетней деятельности даже не лично Лю Сяобо, а китайского правозащитного движения как такового. Другое дело, что лауреату от этого признания вряд ли легче - если не наоборот.

Находясь в тюрьме, 54-летний Лю еще не скоро сможет узнать о своей победе, не говоря уж о том, чтобы получить и употребить на какое-нибудь доброе дело причитающийся ему миллион евро. А уж в том, что решение Нобелевского комитета не будет способствовать скорейшему освобождению Лю Сяобо, можно не сомневаться.

< Назад в рубрику