Мир
21:47, 11 октября 2010

Еврейская клятва Палестинских арабов заставят присягать на верность Израилю

10 октября кабинет министров Израиля одобрил поправки в закон о гражданстве, в соответствии с которыми будущим гражданам придется клясться в верности "еврейскому и демократическому государству Израиль". В силу поправки смогут вступить только после одобрения парламентом. Однако уже сейчас решение кабинета вызвало волну негодования - причем не только со стороны израильских арабов. "Фашистскими" поправки называют даже в правительстве страны.

Внесение изменений в присягу стало детищем - и предвыборным обещанием - национально-патриотической партии "Наш дом Израиль" во главе с нынешним главой израильского МИДа Авигдором Либерманом. Именно его партия настаивала на том, что просто клясться в верности Израилю недостаточно, нужно непременно подчеркнуть, что Израиль является "еврейским и демократическим" государством.

По мнению сторонников Либермана, к числу которых по итогам воскресного заседания кабинета министров официально примкнул и премьер-министр Израиля Биньямин Нетаниягу, ничего предосудительного в такой формулировке нет. Израиль - демократическое государство? Да. Еврейское? Тоже да, по крайней мере, это закреплено в конституции и подтверждено ООН. Следовательно, вполне логично требовать от соискателей на получение израильского гражданства признания и уважения обоих этих обстоятельств.

Авигдор Либерман. Фото (c)AFP
Lenta.ru

Нетаниягу, лидер центристской партии "Ликуд", ключевым коалиционным партнером которой является "Наш дом Израиль", сформулировал позицию правительства так: "На Ближнем Востоке нет другой демократии [кроме израильской]. В мире нет другого еврейского государства. Сочетание этих благородных ценностей - основа жизни нашей нации, и тот, кто захочет к ней присоединиться, должен признать это".

Есть, впрочем, одно "но". В соответствии с предлагаемыми кабинетом поправками, клясться в верности еврейскому государству придется только неевреям. Предложение распространить действие поправок на всех новых граждан, включая евреев, получающих гражданство по Закону о возвращении, было большинством министров отвергнуто. Таким образом, обновленная присяга затронет весьма ограниченную группу лиц - в основном палестинских арабов, которые получают гражданство, вступая в браки с арабами-израильтянами.

Нет ничего удивительного в том, что критики законопроекта заметили в принятых кабинетом формулировках некоторое логическое несоответствие. Очевидно, у инициаторов поправок есть основание подозревать в неверности лишь часть из соискателей гражданства, а именно - арабов. Как ни крути, демократично не выходит. Получается даже, что для одних Израиль является демократическим государством, а для других - еврейским.

Можно говорить, что все это частности, ведь на арабов - граждан Израиля, которые составляют, кстати, 20 процентов населения страны, поправки распространяться не будут. И все же для значительной части израильского общества одобрение поправок правительством стало весьма тревожным сигналом.

После воскресного заседания к арабским правозащитникам, давно начавшим выражать недовольство в связи с готовящимися изменениями, примкнули и другие организации, включая Израильскую ассоциацию по защите гражданских прав (Association for Civil Rights in Israel, ACRI). Руководство ACRI направило Нетаниягу письмо, в котором говорится, что клятва в верности "еврейскому и демократическому государству" фактически принуждает соискателей на гражданство присягать не только стране, но и идеологии. А государство, выступающее с подобными требованиями, демократией считаться не может, заключили в Ассоциации.

Кроме того, против принятых кабинетом поправок выступила значительная часть израильской интеллигенции - профессора, писатели, художники и актеры провели 10 октября демонстрацию протеста (правда, относительно малочисленную) у стен Дворца независимости в Тель-Авиве - где, кстати, в 1948 году было провозглашено создание еврейского государства Израиль.

В правительстве "против" голосовали младшие партнеры по коалиции - министры от Израильской партии труда ("Авода") во главе с министром обороны и вице-премьером Эхудом Бараком. Позицию оппонентов сформулировал министр социального обеспечения Ицхак Герцог (Isaac Herzog): "От этого закона отдает душком фашизма ... Общая картина складывается устрашающая, и она угрожает демократическому характеру государства Израиль ... Мы еще поплатимся за это".

Для социал-демократов такое отношение к инициативам правых патриотов вполне закономерно. Однако даже внутри центристского "Ликуда" общей позиции выработать не удалось. Против законопроекта проголосовали трое министров от партии, кроме того, с критикой поправок выступил еще один влиятельный член "Ликуда" - спикер Кнессета Реувен Ривлин (Reuven Rivlin).

Что на этом фоне особенно странно - так это действия Биньямина Нетаниягу. Понятно, что вопрос о клятве верности вызывает в обществе нешуточную дискуссию. Поддерживая столь очевидно спорные решения, руководитель страны должен исходить из их целесообразности - иными словами, необходима уверенность, что пользы от неоднозначного закона будет больше, чем вреда.

Биньямин Нетаниягу. Фото (c)AFP
Lenta.ru

В нынешнем случае это совсем не очевидно. Нетаниягу, чья коалиция невозможна без поддержки партии Авигдора Либермана, пошел не только на одобрение поправок к тексту присяги, но и поддержал законопроект в самой бескомпромиссной форме, подспудно направленной на дискриминацию определенной группы лиц.

Считается, что поддержка правых понадобится Нетаниягу для возобновления мирных переговоров с Палестинской автономией, начавшихся в сентябре, но прерванных после того, как истек мораторий на строительство израильских поселений. Видимо, в обмен на одобрение нового текста присяги премьер надеется уговорить "Наш дом Израиль" поддержать продление моратория. Это, однако, как минимум недальновидно. Было бы странно ожидать, что ПНА благосклонно отнесется к идее присягать "еврейскому и демократическому государству", скорее палестинская сторона воспользуется новыми обстоятельствами для того, чтобы уклониться от переговоров.

Таким образом, умиротворив правых, Биньямин Нетаниягу рискует не получить взамен ничего. При этом он, во-первых, полностью пренебрег мнением третьего партнера по коалиции - "Аводы" Эхуда Барака - и, во-вторых, настроил против себя значительную часть общества. Не говоря уже о том, что в очередной раз сделал Израиль мишенью для критики. Кроме того, своими довольно неуклюжими действиями премьер никак не облегчил, а скорее только усложнил решение действительно серьезной проблемы.

В современном мире очень трудно избежать обвинений в расизме и дискриминации, исходя из идеи государства как дома для какого-то одного народа, в данном случае - еврейского. И как сделать так, чтобы Израиль, будучи еврейским государством, был одновременно и государством демократическим - вопрос очень непростой и даже болезненный. Не менее сложный вопрос - как обезопасить общество от действий экстремистов и террористов, не притесняя при этом прав арабов и не культивируя ненависть к соседям.

Какими бы соображениями ни руководствовался Биньямин Нетаниягу, 10 октября он фактически расписался в своей неспособности эти вопросы решить. Следующий шаг теперь за Кнессетом, и именно от парламента зависит, можно ли минимизировать ущерб от действий премьера.

< Назад в рубрику