Во вторник, 5 октября, с Байконура поступили сообщения о том, что транспортный контейнер, в котором на космодром перевозили космический корабль "Союз ТМА-20", получил повреждения. Позже оказалось, что пострадал не только контейнер, но и сам корабль, который упал с удерживающих его крепежей. В итоге было решено заменить спускаемый аппарат "Союза", который должен отправиться к МКС уже 10 декабря 2010 года.
Конструкция космических кораблей "Союз" была разработана в РКК "Энергия" в 1960-х годах для полета к Луне. Позже руководство СССР отказалось от идеи посылать советских граждан к земному спутнику при помощи космического корабля, снабженного разгонными блоками, однако сам аппарат было решено довести до ума. Первый запуск "Союза" в беспилотном варианте состоялся 28 ноября 1966 года, а 23 апреля 1967 года на новом корабле "Союз-1" в космос отправился космонавт Владимир Комаров. Полет закончился трагически – из-за технических сбоев корабль досрочно сошел с орбиты, а при посадке у спускаемого аппарата не раскрылся парашют. Это была первая в истории пилотируемых космических миссий катастрофа, приведшая к человеческим жертвам.
И хотя "биография" "Союзов" началась со столь печального эпизода, их дальнейшую историю можно с полным правом назвать историей успеха. За все время использования космических кораблей этой серии произошло только две катастрофы, в которых погибли люди (считая аварию "Союза-1"), а всего к настоящему времени было проведено больше сотни запусков. "Союзы" считаются самым надежным космическим транспортом из когда-либо созданного человечеством.
"Союзы" изготавливают на головном заводе РКК "Энергия", расположенном в подмосковном Королеве, а запуски проводятся с космодрома Байконур. Расстояние между этими двумя точками составляет около 2,5 тысячи километров, и доставка собранных аппаратов до космодрома является довольно нетривиальной задачей. На первый взгляд, удобнее всего отправлять "Союзы" в Казахстан на самолете, однако в действительности корабли перевозят к стартовой площадке по железной дороге. "Союзы" едут на Байконур в специальных транспортных вагонах, где они надежно закрепляются на выдвижной рампе так, чтобы не допустить повреждений во время дорожной тряски. Крепежи присоединяют к хвостовой части корабля и в районе стыка между бытовым отсеком и спускаемым аппаратом.
Казалось бы, за более чем 40 лет полетов технология перевозки должна быть отработана до малейших деталей. Однако недавние события показали, что даже почти полувековой опыт не может быть стопроцентной гарантией от сбоев.
Первые известия о том, что с "Союзом ТМА-20", который должен отправиться на орбиту 10 декабря 2010 года, что-то случилось, появились 5 октября. Сообщалось, что во время установки корабля на стенд для последующих проверок различных систем специалисты выяснили, что транспортный контейнер корабля поврежден. Глава РКК "Энергия" Виталий Лопота успокоил журналистов, заверив, что сам "Союз" в полном порядке.
Как обычно бывает в подобных случаях, последующие новости оказались куда более удручающими. Осмотр корабля на Байконуре выявил, что корпус "Союза" также пострадал. Днище спускаемого аппарата - той части корабля, которая возвращается на Землю и в которой находятся пульты космонавтов и их кресла – оказалось на 1,5 миллиметра сдвинуто по отношению к своему нормальному положению. Источник агентства "Интерфакс" на космодроме рассказал, что в днище вполне могли образоваться микротрещины. Кроме того, он не исключил, что у "Союза" поврежден кожух, который прикрывает двигательную установку корабля. Есть ли повреждения в другой аппаратуре, оставалось неясным.
Собеседник агентства подытожил, что нанесенный кораблю ущерб очень существенен и может потребовать значительного объема ремонтных работ. Ситуацию дополнительно осложняло то обстоятельство, что выявить все повреждения на Байконуре технически невозможно - как следует обследовать "Союз" можно только на заводе, на котором он был построен и который удален от космодрома на 2,5 тысячи километров. Учитывая все эти печальные обстоятельства, источник агентства делал ставку на то, что спускаемый аппарат придется заменить.
Уже 6 октября стали появляться первые версии произошедшего. Еще до того, как стало известно о повреждениях самого корабля, Виталий Лопота сообщил журналистам, что "была нестандартно проведена разгрузка", не уточнив, что именно означают эти слова.
Позже в РКК "Энергия" корреспонденту РИА Новости рассказали следующее: "Машинист поезда на казахстанском участке железной дороги вел состав ненадлежащим образом. В результате этого контейнер с кораблем подвергся недопустимым перемещениям в вагоне, и корабль, вероятно, получил повреждения". Технические специалисты уточняли, что "Союз" сорвался с одного из крепежей и упал. Когда именно это произошло, было непонятно, но с высокой вероятностью после падения корабль мотался по вагону вправо-влево.
Через два дня акционерное общество "Локомотив" - дочернее предприятие АО "НК ‘КТЖ’", которое ведает железнодорожными перевозками по территории Казахстана, опубликовало пресс-релиз, в котором сообщалось, что сотрудники ведомства проанализировали скоростемерные ленты поезда и не выявили нарушений в действиях машиниста. Отдельно было отмечено, что во время движения ни разу не применялось экстренное торможение, во время которого "Союз" мог сорваться с крепежа.
Приблизительно тогда же источник агентства РИА Новости на Байконуре высказал еще одно предположение, объясняющее, по какой причине корабль упал с положенного места. "При осмотре стало ясно, что основную роль сыграла коррозия металла верхней балки вагона-контейнера. К балке с помощью винтов с амортизаторами фиксируется корабль. Из нее в процессе движения поезда вырвало один из этих винтов, что привело к падению корабля и его повреждениям", - рассказал он и добавил, что спецвагон эксплуатируется уже довольно долго. И хотя эта точка зрения не была подтверждена официально, она быстро стала популярной на специализированных форумах.
Все время, пока шли дискуссии о причинах срыва "Союза" с крепежей, в СМИ появлялись противоречивые сообщения о том, будет ли перенесен запуск. Неназванные источники на Байконуре сообщали, что запуск, вероятнее всего, будет перенесен на 2011 год, в то же время глава РКК "Энергия" в нескольких интервью подчеркнул, что "в декабре, надеюсь, вовремя полетим". При этом Лопота подтвердил, что спускаемый аппарат "Союза" будет заменен, хотя и отметил, что "внешне корабль цел".
Заменить сомнительный спускаемый аппарат должен его аналог, построенный для следующего корабля - "Союза ТМА-21”. Сейчас он находится в Королеве, и именно этот факт вызывал сомнения в том, что запуск "Союза ТМА-20" удастся провести в срок. Источник агентства "Интерфакс" в ракетно-космической отрасли утверждал, что новый спускаемый аппарат доставят на Байконур самолетом, и это произойдет 11-12 октября. Однако и в середине дня 12 октября никаких сообщений о прибытии на космодром модуля "Союза ТМА-21" не появлялось.
Неприятности, приключившиеся с кораблем, немедленно породили разговоры о развале российской космической отрасли, тем более, что 18 июля 2010 года во время перевозки на Байконур была повреждена ракета-носитель "Протон", ремонт которой обошелся в 10 миллионов рублей, а 24 сентября на орбите не удалось провести расстыковку "Союза ТМА-18", на борту которого находились три космонавта, с МКС.
Вряд ли можно назвать разумным стремление яростно критиковать Роскосмос, РКК "Энергия" и всех-всех-всех причастных к космической отрасли - подобные происшествия происходят не только в России и, к сожалению, полностью застраховаться от них нельзя. Единственное, что заставляет по-настоящему беспокоиться - это будущий перенос основной части запусков на космодром "Восточный", который должен быть построен в Амурской области к 2015 году. От него до Королева не две с половиной тысячи километров, а все восемь.