Экономика
14:12, 16 октября 2010

Его борьба "Роснефть" обвинила Навального в попытке разрекламироваться за ее счет

Миноритарные акционеры в России вынуждены сами защищать свои права. К сожалению, их попытки отстоять свою позицию напоминают борьбу с ветряными мельницами: разбирательства в судах могут тянуться годами. Показателен в этом случае спор юриста Алексея Навального с "Роснефтью", крупнейшей нефтяной компанией России.

В начале октября 2010 года премьер-министр России Владимир Путин, выступая на инвестиционном форуме ВТБ, заявил, что российское законодательство нуждается в изменениях, которые позволят лучше защитить миноритарных акционеров в отечественных компаниях.

"Проблема некорректных действий крупных акционеров, и прежде всего частных акционеров - эта проблема существует", - заявил премьер. По его словам, правительство страны замечает, что владеющие контрольными пакетами акционеры в российских компаниях зачастую "действуют в своих собственных интересах, пренебрегая интересами миноритариев".

Ситуация с правами миноритариев в России действительно не ахти какая. В мировом рейтинге конкурентоспособности, опубликованном в сентябре 2010 года Всемирным экономическим форумом (WEF), Россия заняла 63 место. При этом по такому показателю, как защита миноритарных акционеров, результат у нашей страны оказался вдвое худшим - лишь 132 место. Владимир Путин, однако, ошибается, заявляя, что сейчас государство "ничего не может сделать или почти ничего" в интересах миноритариев. Сейчас правительство контролирует целый ряд отечественных компаний, гигантов отечественной экономики, в которых интересы акционеров, владеющих небольшими пакетами, зачастую игнорируются.

Экономисты Сергей Гуриев и Олег Цывинский в статье для газеты "Ведомости", посвященной приватизации в России, писали, что правительству необходимо продавать контрольные пакеты акций, а не сохранять в своих руках управление компаниями. "В госкомпаниях по определению нет собственников, заинтересованных в создании эффективной системы корпоративного управления, которая сможет полноценно защитить интересы миноритариев", - отмечали они.

Действительно, после того как в середине 2000-х государство провело "народные" IPO, сделав акционерами госкомпаний десятки тысяч россиян, положение последних не улучшилось. Выручив деньги от продажи акций, власть оказалась не готова вести диалог с миноритариями. Но сами они сдаваться не хотят.

Навальный против "Роснефти"

Всего за несколько лет юрист Алексей Навальный, бывший член партии "Яблоко", превратился в яростного защитника прав российского миноритария. Успехи его на этом поприще вряд ли кого впечатлят. Ни одну из компаний, в которых он является акционером, победить Навальному еще не удалось - так, нервы потрепал, и только. Но деятельность при этом он развернул по-настоящему бурную.

Первые иски к компаниям Навальный подал в 2008 году. Он безуспешно пытался получить сведения о сделках "Сургутнефтегаза", "Газпром нефти" и "Роснефти" со швейцарским трейдером Gunvor. Столь же бесперспективным оказался иск Навального к "Транснефти" с требованием раскрыть данные о благотворительной деятельности компании за 2007 год. Сейчас суды рассматривают еще несколько исков Навального к отечественным компаниям, в том числе - к "Газпрому".

Настоящая заслуга Навального заключается совершенно в другом: он демонстрирует россиянам, что бороться с корпоративной бюрократией можно. Пускай это и сложно. Заодно Навальный зарабатывает на борьбе с системой политический капитал, причем куда успешнее, чем во времена своей партийной деятельности. Недаром его блог читают десятки тысяч человек.

В конце прошлого года Навальный совместно с российской версией журнала Forbes организовал "Центр защиты акционеров", который начал отслеживать возможные нарушения прав миноритариев. В рамках этого проекта Навальный в январе 2010 года обещал истребовать с 10 российских компаний протоколы заседаний совета директоров. Он утверждал, что некоторые компании не предоставляют даже тех документов, которые обязаны предоставлять своим акционерам по закону. В качестве эксперимента он предложил получить протоколы, а заодно составить "своеобразный рейтинг законопослушности и оперативности монстров экономики РФ".

К марту Навальный, однако, не получил протоколы заседаний советов директоров "Роснефти" и "Транснефти". "Как это ни печально, но в целом подтверждается известный факт: чем больше 'государственного контроля' в компании, тем больше шансов на то, что права акционеров будут нарушены", - подводил итог эксперимента Навальный, пообещав подать в суд на нарушителей. И подал.

В результате Московский арбитраж обязал "Роснефть" предоставить Навальному запрошенные протоколы. Аналогичный иск к "Транснефти", впрочем, суд оставил без рассмотрения, так как заявление не было подписано самим Навальным.

Сейчас закон об акционерных обществах обязывает компании в течение семи дней с момента требования предоставить всем акционерам доступ к протоколам советов директоров, собраний акционеров, уставу, годовому отчету и прочим документам. Но по уставу "Роснефти" совет директоров имеет расширенные полномочия и принимает решения по текущей деятельности компании. В результате юристы компании решили оспорить решение суда и подали апелляцию, сопроводив ее пояснением своей позиции.

В жалобе "Роснефти" говорится, что пакет акций Навального (0,00000326 процента) не соответствует объему запрашиваемых сведений. Кроме того, компания усматривает в деятельности Навального намерение причинить вред "Роснефти" (опубликовать протоколы) и "подогреть интерес к своей персоне", а не попытку добиться соблюдения своих прав как акционера. Иначе зачем он, спрашивают юристы компании, прогуливает собрания ее акционеров. "Роснефть" также утверждает, что Навальный злоупотребляет правом на судебную защиту, и опасается, что тот намерен устроить показательный судебный процесс с ее участием.

В ответ Навальный в своем блоге назвал жалобу компании на решение Арбитражного суда "лабудой". Ее смысл, пишет он, сводится к тому, что "я не акционер вовсе, а злодей. А раз акционер является злодеем, то документы ему давать не положено". Он также пообещал перевести жалобу "Роснефти" на английский и, с сопроводительным письмом, отправить перевод всем иностранным акционерам "Роснефти", которые являются миноритарными акционерами компании.

Между тем, "Роснефть" уже несколько лет подряд занимает первое место в рейтинге информационной прозрачности российских компаний, который готовят агентство Standard & Poors. В конце 2009 года агентство отмечало, что у "Роснефти" "несколько улучшилось раскрытие сведений о структуре собственности и правах акционеров", а вот "информация об операционной деятельности раскрывалась хуже", чем в 2008 году, когда "Роснефть" занимала 2-ое место в рейтинге.

Ну а теперь представьте, как живется миноритариям других, менее прозрачных компаний.

< Назад в рубрику