Россия
13:36, 19 октября 2010

Ни пистолета, ни денег В Москве приговорены убийцы Руслана Ямадаева

Мосгорсуд вынес приговор по делу об убийстве бывшего депутата Госдумы Руслана Ямадаева. Сроки получили исполнитель преступления и его пособники. Заказчики убийства не установлены. Орудие преступления не найдено. Сумма вознаграждения убийцам неизвестна. Подсудимые вину не признали и собираются обжаловать приговор.

Уроженцев Чечни Асланбека Дадаева, Элимпашу Хацуева и Тимура Исаева судили не только за убийство Руслана Ямадаева. Их также признали виновными в покушениях на убийство бывшего генерала Сергея Кизюна, банкира Александра Антонова и его охранника Александра Комарова. Помимо этого, всем подсудимым вменялся незаконный оборот оружия.

Дадаев, который, по мнению суда, стрелял в Ямадаева и Кизюна, получил 20 лет лишения свободы; Исаев, ранивший Антонова и Комарова, - 14 лет; и Хацуев - 15 лет. Кроме того, в пользу Исы Ямадаева, младшего брата убитого политика, с подсудимых были взысканы пять миллионов рублей компенсации морального ущерба.

Осужденные своей вины не признали. Как говорится в сообщении Следственного комитета РФ, отбывать наказание все они будут в колонии строгого режима. Между тем, по данным корреспондента РАПСИ, Хацуев был приговорен к заключению в колонии особого режима, поскольку суд расценил его участие в преступлении как "особо опасный рецидив". Возможно имеется в виду, что Хацуев когда-то воевал на стороне боевиков. Также говорилось о том, что следствие подозревает его в причастности еще к нескольким заказным убийствам. Кроме того, фамилия Хацуева упоминается среди фигурантов дела об убийстве еще одного Ямадаева, Сулима - бывшего командира батальона спецназа "Восток". Он был застрелен в арабском эмирате Дубай, и дело находится в компетенции местных правоохранительных органов.

Прокурор Амалия Устаева после окончания процесса заявила, что довольна приговором. Иса Ямадаев был разочарован: по его мнению суд назначил слишком мягкое наказание, тогда как он рассчитывал на пожизненные сроки. Адвокаты осужденных заявили, что будут обжаловать приговор и требовать оправдания.

Руслан Ямадаев был убит в собственной машине на набережной Москвы-реки около пяти часов дня 24 сентября 2008 года. Он находился за рулем бронированного "Мерседеса". Рядом с ним на переднем пассажирском сиденье ехал бывший военный комендант Чечни Сергей Кизюн. Убийца воспользовался двумя обстоятельствами: тем, что автомобиль жертвы остановился на запрещающий сигнал светофора, и тем, что генерал закурил и приоткрыл бронированное стекло.

Убийца выскочил из следовавшей за "мерседесом" машины, подбежал к пассажирской двери, просунул дуло пистолета в образовавшуюся щель и открыл огонь. Следствие пришло к выводу, что было сделано 16 выстрелов из автоматического пистолета Стечкина. Ямадаев скончался на месте, а Кизюн в тяжелом состоянии был доставлен в больницу.

Вскоре после покушения президент Чечни Рамзан Кадыров предположил с высокой долей уверенности, что Руслана Ямадаева убили кровники его рода, так как, по мнению главы республики, его брат Сулим Ямадаев был замешан в похищениях и убийствах людей. Однако Ямадаевы заявили, что не верят в версию о кровной мести, пояснив, что у них есть свои версии, которые они будут отрабатывать самостоятельно.

Примерно полгода в деле было затишье. В марте 2009 года был убит Сулим Ямадаев, а в апреле следователи заявили о раскрытии убийства Руслана Ямадаева. Выйти на группировку киллеров удалось при расследовании неудачного для них покушения на председателя совета директоров "Конверс-банка" Антонова. В него стреляли утром 11 марта 2009 года около его дома. Банкир получил тяжелые ранения, его охранник - легкие.

Через месяц после покушения были задержаны Исаев, Хацуев и Дадаев. В материалах дела указано, что некие неустановленные лица заказали устранение Ямадаева и Антонова за вознаграждение, сумма которого так и не была озвучена на процессе. Лидером наемных убийц назвали бывшего вице-мэра Грозного Гилани Шепиева, который принимал заказ на Ямадаева, но перед судом не предстал, так как сам был убит в начале 2009 года. Роли остальных подсудимых распределялись следующим образом: Хацуев был водителем во время убийства Ямадаева, а Дадаев - выполнял ту же функцию во время покушения на Антонова. Кроме того, все трое обвиняемых участвовали в предварительной слежке за жертвами.

Основными доказательствами вины подсудимых послужили показания секретного свидетеля убийства Ямадаева и потерпевшего Кизюна. Генерал на очной ставке опознал Дадаева, как стрелявшего в него, по глазам и пигментным пятнам на переносице. Других деталей Кизюн запомнить не мог, так как киллер был в маске, закрывавшей лицо. Свидетель, который выступал под псевдонимом Дмитриев, рассказал, что видел момент нападения и запомнил марку машины и ее номер.

Адвокаты подсудимых подвергли аргументы обвинения критике. Они заявили, что показания свидетеля являются вымыслом, а фиксация звонков с мобильных их клиентов, произведенных рядом с местами проживания и работы жертв - простое совпадение. Для дней соответственно убийства и покушения подобных данных следствие не предоставило, предположив, что киллеры, отправляясь на дело, меняли сим-карты.

Газета "Коммерсант" писала со ссылкой на адвоката одного из обвиняемых, что свидетель Дмитриев, по его словам, прогуливался в день убийства Ямадаева неподалеку от места преступления и с расстояния примерно в сто метров услышал выстрелы и увидел пламя от них. Между тем, обращал внимание защитник, генерал Кизюн признал, что оружие киллера было оборудовано устройством для подавления шума и гашения пламени. Пистолет, кстати, тоже не был найден.

В деле есть еще одна несуразность, сразу понятная москвичам. Убийство, согласно материалам дела, произошло около дома номер 10 по Смоленской набережной. Однако там нет светофора, около которого могла бы остановиться машина Ямадаева. Кстати, в указанном доме расположено посольство Великобритании. А вот в первых сообщениях об убийстве упоминался также дом 10, но по Краснопресненской набережной. Там как раз есть светофор на перекрестке с улицей 1905 года, около Центра международной торговли. При этом в прессе сообщалось, что Ямадаев с Кизюном ехали откуда-то с юго-запада Москвы в казино на Новом Арбате. В этом случае их маршрут вполне мог бы пролегать через Смоленскую набережную, но выезжать на Краснопресненскую им тогда уже было незачем.

И это не единственный момент в этом деле, который вызывает вопросы. Особенно в том, что касается заказчиков, дело в отношении которых выделено в отдельное производство. Ранее Иса Ямадаев обращался в Генпрокуратуру с просьбой проверить на причастность к убийству Рамзана Кадырова и депутата Госдумы Адама Делимханова. Последний также фигурирует как заказчик убийства Сулима Ямадаева в материалах дела, которое расследуется в Дубае.

Однако в конце августа 2010 года стало известно о том, что Ямадаевы помирились с Кадыровым. Вслед за этим Иса Ямадаев, который до этого обвинял окружение президента Чечни в убийствах своих братьев и покушении на самого себя, заявил, что на личной встрече с Кадыровым он уладил все имеющиеся противоречия. Иса также добавил, что по-прежнему будет добиваться наказания виновных в преступлениях против его родственников, отметив, что заказчиками являются враги чеченского народа. Видимо, их и предстоит разыскать следователям.

< Назад в рубрику