В середине октября Союз десантников России пожаловался президенту Дмитрию Медведеву на министра обороны Анатолия Сердюкова, который, по их утверждению, устроил скандал в рязанском училище ВДВ. Как рассказали возмущенные ветераны ВДВ, увидев на территории учебного центра церковь, Сердюков обложил командующего училищем Андрея Красова матом, после чего велел храм разрушить, а Красова уволить. Впрочем, на поверку все оказалось не так драматично - выяснилось, что никого министр не увольнял, а саму церковь лишь предложил перенести в более удобное место.
О конфликте в Рязанском высшем командном училище ВДВ стало известно после того, как общественная организация "Союз десантников России" разместила в интернете обращение к гражданам, президенту и парламенту России, а также патриарху Московскому и всея Руси. В этом обращении, подписанном ветеранами ВДВ Владиславом Ачаловым и Альбертом Слюсарем, утверждалось, что 30 сентября во время посещения министром обороны Анатолием Сердюковым учебного центра "Сельцы" под Рязанью произошел "вопиющий случай неуставных отношений и хамства" со стороны министра по отношению к начальнику училища полковнику Андрею Красову.
Если верить руководству Союза десантников, Сердюков прилетел в "Сельцы" на вертолете (как подчеркивается - без командующего ВДВ), после чего начал в матерных выражениях оскорблять Красова из-за того, что на территории центра был построен деревянный храм Ильи-пророка. Красов якобы стал оправдываться, что храм построен на деньги благотворителей и что он нужен для обучения будущих армейских капелланов, однако Сердюков распорядился храм снести, училище сократить, а "полковника этого наглого" снять с должности.
Вскоре по этому поводу в блогах и на форумах развернулась по обыкновению жаркая и не особенно цивилизованная дискуссия. Пока большинство припоминало Сердюкову его прошлое заведующего секцией в мебельном магазине, немногочисленные защитники министра напирали на то, что матерщина в армии - дело обычное (даже на таком уровне), а в училище ВДВ в первую очередь должны готовить десантников, а не священников.
Параллельно с этим руководство Союза десантников с удовольствием общалось с журналистами. Председатель центрального совета организации Павел Поповских, в частности, заявил "Русской службе новостей", что Сердюков должен извиниться за оскорбление офицера ВДВ и Героя России Андрея Красова. Кроме того, он упирал на то, что церковь играет важнейшую воспитательную роль в армии, поэтому требование министра разрушить храм - недопустимо.
По данным "Московского комсомольца", дело дошло до самых верхов - произошедшее даже обсуждалось на встрече патриарха Кирилла с Дмитрием Медведевым, где было принято решение храм Ильи-пророка не сносить. Кроме того, 18 октября в Минобороны состоялась беседа руководства Союза десантников с замминистра обороны Николаем Панковым, "где обидчивым ветеранам дали выпустить пар".
Казалось бы, Союз десантников можно поздравить с победой над нелюбимым гражданским министром обороны, который уже не в первый раз встречает резкое сопротивление со стороны военных. Однако если взглянуть на проблему чуть внимательнее, выясняется множество интересных фактов.
Прежде всего, глупо обвинять Сердюкова чуть ли не в попытках искоренить православие в российской армии. Достаточно вспомнить, что именно при нем был реанимирован вопрос учреждения в вооруженных силах института полковых священников. Капелланов предлагалось отправлять в войска еще при предшественнике Сердюкова Сергее Иванове, однако дальше разговоров тогда не пошло.
Кроме того, как рассказал вскоре после появления обращения ветеранов-десантников командующий ВДВ Владимир Шаманов, никакого требования снести церковь Ильи-пророка со стороны Сердюкова не было и в помине. Министр лишь усомнился в необходимости существования храма на территории учебного центра, где курсанты находятся очень непродолжительное время, и предложил перенести его в соседний населенный пункт, чтобы ею могли пользоваться и другие прихожане.
Опроверг Шаманов и то, что Сердюков якобы распорядился уволить Андрея Красова. Сам командир училища, кстати, заявил, что никаких претензий к Сердюкову не имеет. По его словам, разговор между ним и министром действительно был весьма эмоционален, но речь шла исключительно о нуждах центра - Сердюков, в частности, попенял Красову за не отремонтированную столовую и инженерные сети.
Таким образом, получается, что Союз десантников оказал Красову медвежью услугу, раздув из ничего несуществующий конфликт. Усугубляет произошедшее еще и грубое нарушение важнейшего для армии принципа единоначалия, которое допустили ветераны, через голову военного начальства обратившиеся сразу к президенту. Да еще и "с требованием расследовать эти факты и принять необходимые меры".
На руководстве Союза десантников вообще стоит остановиться отдельно. Председателем этого движения является Владислав Ачалов (один из авторов обращения к президенту и патриарху). В 1989-1990 годах он был командующим ВДВ, а затем стал заместителем министра обороны СССР. В этой должности он проработал вплоть до памятных событий августа 1991 года, после чего был уволен в запас.
Вновь фамилия Ачалова "всплыла" в 1993 году, когда бывший командующий ВДВ стал активным участником октябрьского путча. Ачалов выступил на стороне Верховного Совета и вместе с Александром Руцким, Русланом Хасбулатовым и Альбертом Макашовым возглавил оборону Белого дома. Руцкой даже назначил его министром обороны (что, естественно, юридической силы не имело), однако никто из военных его приказу защищать Верховный Совет не подчинился. В итоге Ачалов был арестован, но вскоре его освободили по амнистии.
Председатель центрального совета Союза десантников Павел Поповских - личность не менее интересная. "Известность" ему принесло дело об убийстве журналиста Дмитрия Холодова, по которому Поповских проходил обвиняемым. В начале двухтысячных он дважды представал перед судом (обвинение просило для него 15 лет лишения свободы), однако суд дважды его оправдывал. Примечательно, что свидетелем по этому делу проходил все тот же Ачалов, который выступил в защиту своего коллеги.
Возвращаясь к "теме Сердюкова", нельзя не вспомнить, что в прошлом Союз десантников уже отмечался довольно странными обидами на армейское руководство и даже - что нетипично - на руководство страны. В частности, в августе 2010 года в газете "Десантник России" вышла статья Павла Поповских, в которой полковник запаса пожаловался, что ни Сердюков, ни Медведев не заметили 80-летний юбилей ВДВ. "Они не пожелали встретиться с десантниками и даже не прислали обычное, в таких случаях, дежурное приветствие участникам юбилейного концерта в Кремлевском дворце", - написал Поповских.
Неприязнь бывших десантников к Сердюкову таится, кажется, в каждом их заявлении. В том же самом обращении к президенту по поводу рязанских событий Союз называет министра обороны "самодуром", утверждая, что он занимается изощренным гонением на воздушно-десантные войска. Всего в нескольких строчках этого текста Сердюков предстает в образе едва ли не главного врага ВДВ, который делает все для уничтожения этих войск.
Сложно воспринимать такие заявления всерьез. Тем более что руководство - действующее руководство ВДВ - как раз таких заявлений себе не позволяет, что для оценки текущей ситуации в десантных войсках гораздо важнее сомнительных обращений отставных офицеров с богатой биографией. Как заявил Владимир Шаманов, он не допустит политизации ВДВ или преследования узкогрупповых целей. Учитывая последние события, несложно догадаться, о каких "узких группах" говорил генерал.