Министерство обороны России объявило тендер на поставку ВМФ универсальных десантных кораблей. Конкурс проводится в закрытом режиме, а приглашения на участие в нем уже разосланы нескольким компаниям, названия которых пока неизвестны. Неизвестно также, какие именно корабли будут представлены на конкурс. Впрочем, конкуренции между участниками, по-видимому, не будет - российское военное ведомство по-прежнему отдает предпочтение французскому "Мистралю".
Конкретные требования к новым кораблям российское Министерство обороны публично не обнародовало. Единственным условием, озвученным ранее, является передача России технологии строительства судов. Осенью текущего года некоторые российские военные говорили, что по условиям сделки с иностранной компанией, локализация производства в России при строительстве первого корабля должна составить 30 процентов, второго - 60 процентов, а последующих - сто процентов. Впрочем, эти цифры, очевидно, будут согласовываться с победителем.
В случае победы иностранной компании, два корабля будут построены за границей, а два - в России. Если же тендер выиграет российское судостроительное предприятие, все заказы, естественно, будут полностью размещены в стране. Конверты с предложениями участников будут вскрыты после 4 ноября 2010 года, а победителя тендера назовут до конца декабря 2010 года. Также до конца года планируется заключить и контракт. В середине октября 2010 года начальник Генштаба Вооруженных сил России генерал армии Николай Макаров заявил: "Кто предложит наиболее качественный корабль, меньшие сроки и меньшую цену, тот и будет победителем". При этом он добавил, что в тендере примут участие компании из Франции, Нидерландов, Испании и России.
Какие именно предприятия получили приглашение на участие в российском конкурсе, пока неизвестно. Ранее сообщалось, что в тендере могут принять участие голландская компания Schelde Shipbuilding, испанская Navantia, французская DCNS совместно с STX и российская "Звезда" совместно с южнокорейской Daewoo Marine Shipbuilding & Engineering. Они представят на тендер десантные корабли классов "Роттердам", "Хуан Карлос I", "Мистраль" и "Токто" соответственно.
Не исключено, что из российских компаний в тендере примут участие также "Адмиралтейские верфи", "Янтарь", "Северная верфь" и Балтийский завод, однако какие корабли предложат они, сказать сложно. В России в настоящее время не существует проекта десантного вертолетоносца, схожего по своим характеристикам с "Мистралем", "Токто" или каким-либо другим кораблем, которые, вероятно, будут выставлены конкурс. В 1980-х годах Невское проектно-конструкторское бюро вело разработку универсального десантного корабля проекта 11780, который еще мог бы конкурировать с иностранцами, однако эта программа была закрыта в пользу строительства авианосцев проекта 1143.5.
Водоизмещение универсального десантного корабля проекта 11780 должно было составить 25 тысяч тонн при длине 196 метров, ширине 35 метров и осадке восемь метров. Проект 11780 должен был развивать скорость до 30 узлов, а дальность его хода составляла восемь тысяч миль. Предполагалось, что в авиагруппу корабля войдут 12 транспортно-боевых вертолетов Ка-29, а в доковой камере разместятся четыре десантных катера проекта 1176 (вместимость - 50 тонн груза) или два десантных катера на воздушной подушке проекта 1206 (вместимость - 37 тонн груза). Корабль должен был быть вооружен сдвоенной автоматической пушкой калибра 130-миллиметров, двумя батареями зенитных ракетных комплексов "Кинжал" и четырьмя зенитными ракетно-артиллерийскими комплексами "Кортик".
Для сравнения, водоизмещение французского "Мистраля" составляет 21,3 тысячи тонн при длине 192 метра, ширине 32 метра и осадке 6,2 метра. Корабль способен развивать скорость до 19 узлов, а дальность его хода составляет 11 тысяч миль. "Мистраль" способен перевозить до 60 бронетранспортеров, или 450 десантников плюс 13 танков, или 70 автомобилей. В авианосную группу корабля могут входить до 16 ударных вертолетов Eurocopter Tiger или до 12 NHI NH90. Корабль вооружен двумя ЗРК Simbad, двумя 30-миллиметровыми пушками и четырьмя пулеметами калибра 12,7 миллиметра. Стоимость строительства - 637 миллионов долларов.
К слову, "Мистраль" - не совсем французский корабль. Проектированием вертолетоносца занималась южнокорейская компания STX, которой во Франции принадлежит верфь STX France. Вертолетоносец создавался с учетом требований ВМС Франции совместно с французским предприятием DCNS. Ранее российская Объединенная судостроительная корпорация (ОСК), выступавшая против прямой покупки у Франции вертолетоносца, начала переговоры с STX о строительстве аналога "Мистраля", предложив корейцам в обмен на это контракты на создание судов для работы на российском шельфе.
В свою очередь, длина корейского "Токто" составляет 200 метров, ширина - 32 метра, осадка - 6,5 метра, водоизмещение - 19,3 тысячи тонн. Корабль может развивать скорость до 22 узлов, а дальность его хода составляет десять тысяч миль. "Токто" рассчитан на перевозку 16 амфибийных транспортных средств, или 720 десантников плюс шесть танков, или семь амфибий, или десять грузовиков. Авианосную группу корабля составляют до десяти вертолетов различных типов. "Токто" вооружен двумя ЗРК Goalkeeper и одним ЗРК RIM-116. Стоимость строительства - 650 миллионов долларов.
Водоизмещение голландского "Иоганн де Витт" (второй корабль класса "Роттердам", построенный по измененному проекту) составляет 16,8 тысячи тонн, длина - 176,35 метра, ширина - 25 метров, осадка - 5,8 метра. Корабль может развивать скорость до 22 узлов, а дальность его хода составляет шесть тысяч миль. В авиагруппу десантного корабля входят шесть вертолетов AgustaWestland Lynx или NHI NH-90. "Иоганн де Витт" способен перевозить 170 бронетранспортеров или 33 основных боевых танка, а также 611 десантников. Корабль вооружен двумя ЗРК Goalkeeper и четырьмя 20-миллиметровыми автоматическими пушками. Стоимость строительства - около 550 миллионов долларов.
Наконец, испанский участник российского тендера - "Хуан Карлос I". Его водоизмещение составляет 27,079 тысячи тонн, длина - 230,89 метра, ширина - 32 метра, осадка - 6,9 метра. Корабль способен развивать скорость до 21 узла, а дальность его хода составляет девять тысяч миль. Следует отметить, что "Хуан Карлос I" является наиболее универсальным кораблем на тендере - его палуба, оснащенная трамплином, способна принимать самолеты с вертикальной посадкой Harrier, F-35B Lightning II, а также вертолеты CH-47 Chinook, S-61 Sea King и NHI NH-90. Корабль вооружен двумя 20-миллиметровыми пушками и четырьмя 12,7-миллиметровыми пулеметами. Стоимость строительства - 496 миллионов долларов.
Несмотря на богатый выбор кораблей, которые, вероятно, принимают участие в тендере, Министерство обороны России отдает предпочтение французскому "Мистралю". Это и не удивительно. Российское военное ведомство проявляет интерес к покупке "Мистраля" с 2009 года, а официальные переговоры по этому вопросу начались 2 марта 2010 года. Прямая покупка вертолетоносца у Франции, без проведения каких бы то ни было тендеров, была единственным рассматривавшимся вариантом, который вызывал стойкое негодование российских судостроителей.
Покупка четырех кораблей класса "Мистраль" оценивалась в 1,5 миллиарда евро (2,07 миллиарда долларов). ОСК полагала, что эти деньги следует направить на поддержание российской судостроительной промышленности, разместив заказ напрямую на одном из отечественных предприятий. По мнению заместителя директора Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, "объявление конкурса стало следствием лоббирования со стороны ОСК". Российское Министерство обороны впервые заговорило о возможности проведения конкурса в августе 2010 года.
Несмотря на прямую уступку ОСК и ее руководителю Игорю Сечину, военное ведомство от своего приоритета отступать не собирается - шансы того, что по итогам тендера будет куплен именно "Мистраль", велики. Тому есть несколько причин, одной из которых является "решение правительства России", принятое еще в начале 2010 года. Кроме того, весной текущего года некоторые СМИ писали, что сделка с Францией является своего рода попыткой "отблагодарить" страну за ее поддержку России во время военного конфликта в Южной Осетии.
Впрочем, помимо этого домысла, есть и более объективные причины, по которым в тендере может победить "Мистраль". Дело в том, что голландский, корейский и испанский десантные корабли построены с применением ряда систем и технологий американского производства. Таким образом, существует высокая вероятность, что США просто заблокируют сделку, запретив реэкспорт своей продукции. Если же разрешение и будет выдано, то велик шанс того, что США попытаются диктовать ограничения на применение Россией новых вертолетоносцев.
Еще одну привлекательную сторону покупки "Мистраля" 26 октября 2010 года открыл директор французской компании DCNS Пьер Легро, который заявил, что вопреки сложившемуся убеждению, Франция не будет ограничена в передаче технологий России. Фактически, это означает, что корабль может быть поставлен с вооружением и системами связи, а не в виде "баржи", как это предполагалось ранее. Кроме того, "Мистраль" будет построен с учетом дополнительных требований российской стороны - будет увеличена толщина взлетной палубы, а также увеличена противоледная безопасность корпуса.
В пользу формальности тендера говорит и само отношение к нему Министерства обороны России. Так, открывая тендер 26 октября 2010 года, первый заместитель министра обороны России Владимир Поповкин сказал: "Мы объявили сейчас тендер на закупку двух кораблей и передачу технологий для последующей партии". При этом он не скрывал, что Россия намерена купить у Франции четыре корабля типа "Мистраль" при условии, что два корабля будут построены в этой стране, а два - в России. На фоне такого заявления слова первого заместителя генерального директора "Рособоронэкспорта" Ивана Гончаренко о приостановке на время тендера переговоров по "Мистралю" прозвучали неубедительно.
Впрочем, Минобороны и раньше заявляло, что тендер тендером, а "Мистраль" для России наиболее интересен. Хотя каким образом ВМФ России намерен использовать новые корабли, пока не совсем ясно. Так, в феврале 2010 года военное ведомство объявило, что "Мистраль" будет применяться в качестве корабля управления. При этом десантная функция вертолетоносца рассматривалась как второстепенная, присущая универсальным кораблям. В числе других задач были названы - борьба с подводными лодками, спасение людей при чрезвычайных ситуациях, а также транспортировка людей и грузов.
В марте текущего года прозвучала еще одна версия применения "Мистраля", также озвученная Министерством обороны. Десантные вертолетоносцы могут быть использованы для обеспечения безопасности Курильских островов и Калининградского эксклава. В экстренных случаях корабли будут обеспечивать масштабную переброску войск в эти регионы. "У нас на Дальнем Востоке есть вопрос, не решенный с островами с точки зрения Японии, с нашей точки зрения все решено... У нас есть Калининградский особый район, с которым нет прямой связи", - объявил Поповкин.
По мнению некоторых российских военных экспертов, покупка "Мистраля" - вопрос решенный. Гораздо большую интригу представляет другой вопрос - какое именно российское предприятие получит заказ на лицензионное строительство вертолетоносцев? В конце лета 2010 года на прибалтийском заводе "Янтарь" побывала российско-французская делегация, которая намеревалась оценить возможности строительства на предприятии десантных кораблей. Российскую половину делегации возглавлял Сечин, французскую - начальник особого штаба президента Франции генерал Белуа Пуга.