В Москве 31 октября прошла первая согласованная с властями акция в рамках "Стратегии-31". Тем не менее, без задержаний не обошлось. Во-первых, оппозиционеры умудрились устроить на Триумфальной площади еще и несанкционированный митинг. А во-вторых, они прошли маршем по Садовому кольцу и даже добрались до Белого дома.
Можно спорить, где было больше интриги: в событиях на Триумфальной 31 октября или в информационных баталиях, которые развернулись в рамках подготовки к мероприятию. Как известно, выходить на защиту Конституции по 31-м числам (статья 31 гарантирует право на свободу собраний) придумал писатель Эдуард Лимонов. В Москве вместе с ним уведомления в мэрию подавали глава Московской Хельсинкской группы Людмила Алексеева и представитель "Левого фронта" Константин Косякин. Непримиримость мужчин и компромиссы Алексеевой с властью разогрели ситуацию с митингом 31 октября до предела.
21 октября стало известно, что власти Москвы согласовали митинг на Триумфальной, однако ограничили число его участников до 200 человек. Такое решение не устроило заявителей, и они направили в мэрию письмо с требованием согласовать акцию на 1500 участников. Обращение подписали все три заявителя.
Спустя четыре дня, 25 октября, Людмила Алексеева сама договорилась с мэрией о проведении митинга: его организаторами выступили Московская Хельсинкская группа, правозащитный центр "Мемориал" и движение "За права человека". Этим сепаратным соглашением остались недовольны двое других организаторов - Лимонов и Косякин. "Подло, Людмила Михайловна, подло. И так подло, что ваши сторонники от вас нос воротить станут", - написал в своем ЖЖ Лимонов, узнавший о договоренностях из новостей.
Косякин также не остался безучастным. 28 октября он позвонил в мэрию и потребовал согласовать митинг на полторы тысячи человек. Чиновник, снявший трубку, направил его к Алексеевой - мол, документ о согласовании находится у нее. Получив на руки бумагу, Косякин с Лимоновым с удивлением узнали, что, оказывается, они согласны на участие в митинге 800 человек, а кроме того, назначены ответственными за безопасность мероприятия. Разгневанный Лимонов тут же припомнил заметку "Московского комсомольца" про "воркование" Алексеевой с Владиславом Сурковым, наиболее одиозным кремлевским политиком в глазах оппозиционеров.
"Мы рассматриваем это разрешение как первый шаг к урегулированию ситуации на Триумфальной площади уже при новом мэре Москвы", - говорила в ответ Алексеева. Старейшая правозащитница России называла договоренность с властями не иначе как победой. Разумеется, и такую оценку можно счесть справедливой, учитывая, что почти во всех предыдущих случаях ни о каком согласовании речи даже не шло - мэрия раз за разом отдавала Триумфальную под другие мероприятия, вроде акции "России молодой" по сбору крови или автошоу.
В результате, благодаря дипломатии Алексеевой, на Триумфальной 31 октября прошли сразу два митинга: участники согласованного собрались за спиной Владимира Маяковского, а сторонники Лимонова и любители несанкционированных акций по привычке разместились на ступенях концертного зала имени Чайковского. Пока на разрешенном митинге выступали Алексеева ("Мы должны принудить власти относиться к нашим правам с уважением", Борис Немцов ("Мы не должны делать Кремлю такие подарки, как раскол") и поп-звезда оппозиции Катя Гордон, у колоннады Лимонов кричал в мегафон: "Свобода без забора" и "Долой полицейское государство". Там же милиционеры задержали нескольких нацболов, зажегших файеры.
Сам Лимонов вскоре оказался на согласованном митинге - туда его отнесли омоновцы. "Меня подтащили к автобусам, но там их остановил мат какого-то, я успел заметить, гражданского начальника "Куда несете, б... ! На митинг несите!" И меня понесли на митинг", - описывает он события в своем блоге. Аналогичным способом на нежелательном для них мероприятии оказались и другие нацболы.
Но эти и другие действия и перемещения бывших союзников были заметны лишь тем, кто понимал суть внутренних конфликтов. В целом же на Триумфальной не происходило ничего необычного, пока несколько сотен человек не прорвали оцепление из солдат внутренних войск и не вырвались на Садовое кольцо. И вот тут Москва увидела первый за несколько последних лет настоящий марш несогласных. Участники шествия двинулись в сторону станции метро "Баррикадная", скандируя лозунги: "Это наш город!" и "Ре-во-лю-ци-я!". Некоторые от избытка эмоций бежали по проезжей части вприпрыжку. Движение машин оказалось парализовано - автомобили, которым удавалось проехать между "несогласными", гудели в поддержку оппозиционеров.
ОМОН догнал демонстрантов у посольства США на Новинском бульваре. Из автобусов выскочили растерянные бойцы и стали хватать всех подряд: под горячую руку попали и оппозиционеры, и случайные прохожие. На видео хорошо видно, как в автобус заталкивают человека в каске, который явно шел праздновать Хеллоуин.
Группа людей, сумевшая убежать от омоновцев, дворами отправилась к Белому дому. Для чего, эти три десятка человек не знали сами. Тем не менее они показались под окнами Владимира Путина, где их окружили подоспевшие сотрудники правоохранительных органов. Милиционеры рассортировали участников акции на журналистов и активистов и задержали последних. Впрочем, в автобусе оказались и корреспонденты, у которых при себе не было пресс-карт.
В итоге в отделениях милиции после всех (получается, четырех) акций, по данным ГУВД Москвы, оказались 27 человек. Сами оппозиционеры заявили о 38 задержанных. Данные о количестве участников митингов на Триумфальной также, как обычно, разнятся. Пресс-секретарь московской милиции Виктор Бирюков насчитал на площади 800 участников и 400 журналистов. Сами оппозиционеры заметили три тысячи своих сторонников и объявили акцию самой массовой за всю историю "Стратегии-31".
Несомненным успехом демонстрантов следует признать то, что на самой Триумфальной задержали всего восемь человек. То есть, если бы вслед за митингами не началось шествие, это была бы акция с самым минимальным числом задержанных. Так что, с одной стороны, компромисс с мэрией принес свои плоды. С другой стороны, неизвестно, что скажут в мэрии через два месяца, когда придет пора договариваться о следующем, уже новогоднем, митинге. Не исключено, что оппозиционерам припомнят это несанкционированное шествие по Садовому кольцу, и тогда им снова придется выходить на Триумфальную на свой страх и риск.