Россия
17:05, 1 ноября 2010

Сходил в школу Бывшего милиционера арестовали за наркоторговлю и избиение учительницы

Вечером 31 октября Невский районный суд Санкт-Петербурга арестовал бывшего милиционера Андрея Петрова, который давно подозревался в торговле наркотиками, но был задержан лишь после того, как избил учительницу своей падчерицы. Этот эпизод был запечатлен школьными камерами видеонаблюдения и получил широкий общественный резонанс. Дела об избиении и наркоторговле объединены в одно производство.

Некогда Андрей Петров работал в 75-м отделе милиции Невского района Петербурга, а затем перешел в частное охранное предприятие. Однако вскоре в правоохранительных органах стали подозревать, что настоящей "новой работой" Петрова стала торговля наркотиками. Следователи заподозрили бывшего милиционера в причастности к деятельности группировки наркоторговцев. Правоохранительные органы стали следить за бандой, но пресекать ее деятельность не спешили.

В итоге конец спокойной жизни 28-летнего бывшего милиционера положил не визит сотрудников Госнаркоконтроля, а, казалось бы, незначительные бытовые неприятности. 22 октября падчерица Петрова, первоклассница Милена Кононенко, пришла из школы с небольшими травмами. По одним данным, у девочки был прикушен язык, по другим данным - разбита губа и поцарапана щека. Школьница рассказала родным, что во время прогулки на продленке она то ли столкнулась с одноклассником, то ли одноклассник толкнул ее. В результате она упала и ударилась.

22 октября пришлось на пятницу, поэтому разобраться в ситуации "по горячим следам" Петрову и его сожительнице Екатерине Кононенко не удалось. Они добрались до школы номер 339, где учится Милена, лишь во вторник, 26 октября. В школе Петров быстро нашел "виновницу происшествия". Бывший милиционер решил, что ответственность за падение девочки должна нести ее учительница - 24-летняя Ольга Харитонова, которая недавно окончила РГПУ имени Герцена и в 2010 году начала обучать первоклассников.

Позднее ученики Харитоновой рассказали, что Петров ворвался в холл, где занималась группа продленного дня, и силой вытащил учительницу в коридор. Там он повалил педагога на пол и стал избивать ногами. Дети наблюдали за избиением через стеклянную дверь. Екатерина и Милена Кононенко экзекуцию не видели - они ждали Петрова у выхода из школы. В итоге для Харитоновой пришлось вызвать скорую помощь. Ее забрали в Александровскую больницу с ушибами и подозрением на сотрясение мозга. Однако в палатах травматологического отделения не нашлось свободных мест, и учительнице предложили полежать в коридоре. Харитонову это не устроило, и она отказалась от госпитализации.

Руководство школы и медики уведомили о произошедшем милицию. Петрова вызвали на беседу в тот самый 75-й отдел, в котором он раньше работал. Мужчина пытался доказать бывшим коллегам, что учительница сама напала на него, а он лишь защищался. Однако ему не поверили. Было возбуждено уголовное дело об угрозе убийством. Петрова отпустили домой под подписку о невыезде. По некоторым данным, после этого бывший милиционер несколько раз приходил в школу с друзьями, угрожал директору Олегу Кузьмичову и требовал, чтобы Харитонова отказалась от претензий.

В таком виде история могла бы завершиться лишь парой статей в газетах, интересующихся темой "конфликты между школьниками, учителями и родителями". Петрову грозило не более двух лет лишения свободы, а скорее всего он и вовсе отделался бы исправительными работами. Даже то, что в прошлом фигурант уголовного дела работал в милиции, вряд ли привлекло бы внимание широкой общественности. Обсуждение "зверств милиции", начатое в 2009 году и приведшее к реформе МВД, уже успело всем поднадоесть. Однако два обстоятельства придали истории Петрова широкий резонанс.

Во-первых, руководство школы номер 339 опубликовало в интернете запись камер видеонаблюдения, на которой запечатлено избиение Харитоновой. Масла в огонь добавили проявившие профессиональную солидарность педагоги. Они организовали в социальной сети "В Контакте" сбор подписей под обращением, в котором просили Харитонову не увольняться из школы.

Во-вторых, из-за истории с учительницей правоохранительные органы вынуждены были форсировать расследование дела банды наркоторговцев, в причастности к которой подозревают Петрова. Следователи резонно рассудили, что, став фигурантом дела об угрозе убийством, бывший милиционер может попытаться скрыться. Поэтому тайное наблюдение за бандой было прекращено досрочно. 29 октября Следственный комитет РФ, ФСБ и Госнаркоконтроль провели операцию по задержанию Петрова и еще четверых предполагаемых членов группировки. У задержанных изъяли оружие, героин, гашиш и кокаин. Одновременно Следственный комитет забрал у милиции дело об угрозе убийством и объединил его в одно производство с делом о наркоторговле. 1 ноября Петрову избрали меру пресечения в виде ареста.

В результате история привлекла внимание даже губернатора Санкт-Петербурга Валентины Матвиенко. 30 октября губернатор объявила, что берет расследование дела под личный контроль. Она публично назвала Петрова "ублюдком" и заявила: "Я не знаю, как этот человек вообще сможет жить дальше в городе и как он может называться петербуржцем".

На фоне широкого общественного резонанса Харитонова воспрянула духом. Непосредственно после избиения она утверждала, что вряд ли сможет дальше работать в сфере образования. Сообщалось, что учительница уже подала заявление об увольнении и даже уехала из Санкт-Петербурга. Однако после задержания Петрова учительница написала в своем блоге: "Я не брошу свою профессию. Я люблю детей и без них своей жизни не вижу". 1 ноября выяснилось, что заявление Харитоновой об увольнении не было принято - директор школы попросил ее подождать с этим решением.

По словам директора, после задержания Петрова угрозы в адрес педагогов поступать перестали. Кузьмичов заявил, что теперь он волнуется лишь за детей. По мнению директора, психологические травмы получили не только первоклассники, наблюдавшие за избиением своей первой учительницы, но и Милена Кононенко, ставшая невольной виновницей конфликта. После инцидента Кононенко трудно будет общаться с одноклассниками. "Любой психолог скажет: то, что произошло на глазах у детей, невольно будет вызывать у них ассоциации с этим ребенком", - заявил Кузьмичов.

Впрочем, директор сказал, что педагоги стараются урегулировать ситуацию. Уже проведено экстренное родительское собрание, на котором родителей попросили объяснить детям, что Милена ни в чем не виновата. Для учеников разрабатывают специальный комплекс психологической реабилитации. Сейчас у школьников начались осенние каникулы, что упрощает ситуацию.

В то же время журналистам стало известно, что ни Петров, ни его сожительница, ни другие родственники Милены перед пострадавшей учительницей не извинились. Петров вообще до сих пор отрицает факт избиения. Он утверждает, что не знает, откуда взялась запись камер наблюдения.

< Назад в рубрику