В Грузии задержана еще одна группа предполагаемых российских шпионов. Информация об их задержании попала в прессу еще в конце октября, однако официальное заявление от МВД Грузии было сделано только неделю спустя. Стало известно, что среди подозреваемых есть несколько предпринимателей, имеющих российское гражданство, а также несколько военнослужащих грузинских ВВС. Как утверждают в МВД, они передавали российским спецслужбам секретную информацию о вооруженных силах республики. В Москве уже выразили недовольство задержанием россиян, ответных мер с российской стороны пока не последовало.
Предполагаемых агентов или сотрудников российских спецслужб в Грузии ловят довольно часто. По информации МВД, за последние четыре года по такого рода обвинениям были задержаны более 50 человек. Самым громким стал шпионский скандал 2006 года. Тогда грузинские силовики задержали нескольких российских военнослужащих (представителей Группы российских войск в Закавказье, штаб которой в то время еще размещался в Тбилиси) и даже осадили штаб ГРВЗ, требуя выдачи еще одного подозреваемого в шпионаже. Были также задержаны предполагаемые сообщники россиян, имеющие грузинское гражданство.
За то, что грузинские власти представили как триумфальную победу над российской разведкой, пришлось заплатить довольно высокую цену. Уже после освобождения россиян (грузинские силовики сначала грозили им судом, но затем все же довольствовались высылкой задержанных) Россия стала вводить санкции против Грузии — вроде приостановки почтового сообщения под предлогом "несоответствия требованиям безопасности вложений в почтовые отправления". За этим последовала антигрузинская кампания: давление на предприятия, принадлежащие грузинам в России, и массовая высылка грузинских нелегалов, в ходе которой скончались несколько человек (по данным грузинских властей, задержанных перед депортацией держали в плохих условиях и подвергали побоям, российская сторона в свое оправдание заявляла, что условия содержания грузин были "лучше, чем в тюрьме").
Из всего этого МВД Грузии (которое также исполняет функции министерства национальной безопасности) извлекло кое-какие уроки. К нынешней истории со шпионами грузинские силовики подошли аккуратнее. Они воздержались от того, чтобы сразу же устроить из нее телешоу (подобное тому, что было в 2006 году), и сначала допустили лишь небольшую утечку в СМИ.
Ее содержание, кстати, давало шанс на то, что история может завершиться как для Грузии, так и для России без особых потрясений. Изначально сообщалось, что все задержанные имеют грузинское гражданство, так что резонов заступаться за них и на этой почве ввязываться в серьезный конфликт с Тбилиси у Москвы не было (вне зависимости от того, являются эти люди агентами российских спецслужб или нет).
Теперь повод для такого конфликта появился: среди задержанных оказались несколько россиян. Хотя их статус ниже, чем у предполагаемых шпионов 2006 года (трое из четырех граждан РФ, задержанных по нынешнему делу, это предприниматели Армен Геворкян, Рубен Шикоян и Петре Девришадзе, проживающие в Грузии), в российском МИДе уже заявили, что "возмущены" задержанием соотечественников.
Придерживая информацию о том, что среди подозреваемых есть россияне, грузинские силовики, возможно, прикидывали, стоит ли раскручивать обвинения в отношении этой группы задержанных (и тем самым обострять скандал). В итоге решили, что стоит. В настоящее время, по данным МВД, граждане РФ, как и прочие фигуранты этого дела, находятся под стражей.
Но вот без чего точно могли обойтись грузинские власти, так это без шпилек в адрес российской разведки. Утечка в Reuters, напомним, прошла 29 октября — в день рождения бывшего директора СВР Евгения Примакова, а с разъяснением грузинские силовики выступили 5 ноября — как раз в годовщину создания ГРУ. В Тбилиси, наверное, сочли это остроумным. О том, что попытки задирать Россию (выходя при этом за рамки защиты собственных интересов) не раз заканчивались для Грузии плохо, авторы шутки, вероятно, предпочли не вспоминать.
По официальной версии, операция по разоблачению агентурной сети началась еще в 2006 году. Тогда в МВД Грузии обратились несколько человек с информацией, касающейся деятельности российских спецслужб в республике (речь идет то ли о раскаявшихся агентах, то ли о тех, кому лишь предлагали шпионить на Россию). Спустя какое-то время в российскую агентурную сеть был внедрен грузинский контрразведчик, в прошлом — офицер советской армии (в некоторых СМИ говорится о том, что чекиста внедрили "в ГРУ", но имеется в виду, очевидно, все же агентурная сеть в Грузии). Ему, как утверждает МВД, удалось войти в контакт с российскими разведчиками, завоевать их доверие и даже получить специальную аппаратуру с программой для шифровки секретной информации. Аппаратуру он передал своему начальству для изучения.
Собственно задержание агентов произошло в октябре 2010 года. Всего были задержаны 15 человек. Из них двое освобождены за сотрудничество со следствием (по условиям процессуальной сделки, их имена не разглашаются).
Из тех, кто был оставлен под стражей, девять человек имеют грузинское гражданство. В основном это военнослужащие грузинских ВВС, в компанию с ними попали моряк и специалист по радиосвязи Эдуард Абдуллаев, а также гостиничный менеджер Руслан Галогре и предприниматель, основатель НПО "Институт глобализации" Бакур Кигурадзе.
Один из задержанных пилотов, Габриэл Усталишвили, рассказал на допросе (МВД Грузии обнародовало соответствующую видеозапись), что служил в эскадрилье при Батумском летном училище и был завербован в 2004 году своим коллегой - неким Михаилом Квачантирадзе. Последний, по словам Усталишвили, сначала попросил перевести на русский тексты новостей с грузинского ТВ, а затем, получив письменный перевод, стал запугивать коллегу уголовной ответственностью, заявив, что Усталишвили фактически собирал информацию для российских спецслужб (о внутриполитической обстановке в Грузии) и таким образом уже совершил преступление. Пилот, которому его собеседник пригрозил тюрьмой в случае отказа сотрудничать, заявил, что согласился предоставлять требуемые сведения. Речь шла о состоянии вертолетов, боевых задачах эскадрильи и местах военных полигонов.
Другие пилоты, по данным МВД, передавали российской стороне данные о графиках полетов военной авиации, состоянии военной техники и уровне подготовки военнослужащих. Специалиста по радиосвязи Абдуллаева, соответственно, подозревают в разглашении информации о системах связи в грузинских ВС.
Что касается сотрудника батумской гостиницы Руслана Галогре, то он, как утверждает следствие, по заданию российских спецслужб "следил за определенными лицами". Вероятно, речь идет о представителях силовых структур (ранее "Грузия Online" сообщала, что российские агенты помимо прочего собирали личные данные высокопоставленных силовиков). По соседству с Галогре, как рассказала его супруга, проживает один из задержанных россиян — Армен Геворкян.
Наконец, последний из задержанных грузинских граждан, Бакур Кигурадзе, обвиняется в том, что передавал ГРУ информацию о военном сотрудничестве Грузии с другими странами. Примечательно, что новость о задержании Кигурадзе появилась в грузинских СМИ еще в июле 2010 года (хотя теперь МВД Грузии заявляет, что предполагаемые шпионы были задержаны в октябре). При этом было известно, что он задержан именно по подозрению в шпионаже. В прессе высказывались предположения, что обвинения необоснованны, а претензии силовиков на самом деле как-то связаны с бизнесом Кигурадзе — строительством многоэтажного бизнес-центра в Тбилиси, которое по неизвестным причинам было приостановлено.
Среди задержанных граждан РФ двое — Армен Геворкян и Рубен Шикоян — являются жителями Батуми. Они руководят представительством компании Saybolt, которая занимается контролем качества нефти и нефтепродуктов (Геворкян — гендиректор, Шикоян — его заместитель). После их задержания стало известно, что работа филиала приостановлена.
Обоих предпринимателей подозревают в передаче российской разведке сведений о военном сотрудничестве Грузии с другими странами (в частности, о закупках вооружения).
Еще один обладатель российского гражданства, задержанный по делу о шпионаже, также занимается бизнесом. По официальной версии, предпринимателю Петре Девришадзе (жителю одного из сел в Западной Грузии), как и упомянутому сотруднику гостиницы, было поручено "следить за определенными лицами". На допросе он заявил, что был завербован в Москве, куда приехал по приглашению некоего "Виктора Васильевича". По словам бизнесмена, он согласился работать на российскую разведку, поддавшись на угрозы.
О последнем из россиян — Юрии Скрыльникове (Скрильникове) известно только, что его считают связным ГРУ.
Кстати, Геворкяна и Шикояна в грузинской прессе называли еще и активистами общественного движения "Джавахк", представляющего интересы армянской диаспоры Грузии. Об этом одному из грузинских агентств заявил представитель этой организации, некий Рубен Торосян. Правда, позднее лидер "Джавахка" Норик Карапетян эту информацию опроверг.
Тем не менее, задержание представителей армянской диаспоры уже вызвало дополнительный резонанс. Отношения между диаспорой (точнее сказать, ее политически активной частью) и грузинскими властями вообще являются сложными. Власти заявляли, что в регионе Джавахети, где проживают армяне, пытается
"мутить воду" Россия, опираясь на некоторых представителей местных НПО. В ответ активисты диаспоры обвиняли силовые структуры Грузии в репрессиях.
В начале 2009 года, напомним, двое представителей диаспоры — Григорий Минасян и Сергей Акопджанян — были задержаны по подозрению в шпионаже. Вскоре, впрочем, их освободили (сообщалось, что суд приговорил их к году условного заключения и отпустил). В Ереване в связи с задержанием соплеменников прошла акция протеста (ее организовали представители общественных организаций у здания посольства Грузии), но существенных протестов на официальном уровне со стороны Армении, в общем, не последовало.
Представители парламентского большинства в Грузии теперь поздравляют контрразведку с успехом и заявляют, что "развеян миф о непобедимости российских спецслужб". Радость несколько преждевременна. Власти пока не обнародовали информацию о том, какой же ущерб нанесла Грузии российская агентурная сеть. Работали агенты в республике, если верить следствию, довольно давно, и информации в Москву, как можно предположить, передали довольно много.
Можно вспомнить недавнюю историю с поимкой российского агента Хермана Симма. Операция по его разоблачению, в которой участвовали контрразведчики из Эстонии и стран-союзников по НАТО, стала успехом спецслужб Альянса. С другой стороны, об успехе можно было говорить с большой натяжкой: Симм, руководивший отделом по защите государственных тайн в министерстве обороны Эстонии, проработал на Россию 13 (!) лет и передал огромное количество секретной информации — как о самой республике, так и о НАТО.
Грузинские власти, правда, могут использовать шпионскую историю в собственных целях. Задержание предполагаемых российских агентов, безусловно, стало сигналом для оппозиции, часть которой наметила на ноябрь очередные акции протеста. Тем из оппозиционеров, которые ездят в Москву, пытаясь найти там поддержку в борьбе против Михаила Саакашвили (вроде его бывшей соратницы Нино Бурджанадзе), силовики напомнили, что церемониться с врагами не собираются. Правда, тот факт, что политиков такого рода грузинская власть в основном не трогает (хоть и обвиняет в предательстве и сговоре с Кремлем), может свидетельствовать о том, что серьезной угрозой руководство республики их все же не считает.
С российской стороны в ответ на задержание предполагаемых шпионов уже последовала гневная отповедь МИДа (со стандартным набором выражений типа "антироссийская истерия" и "шитая белыми нитками провокация"). Российские информагентства также опубликовали заявление некоего "компетентного источника в силовых структурах", заявившего, что агентами РФ задержанные не являются. Ценность анонимного заявления, конечно, сомнительна (учитывая, что даже место работы "компетентного источника" названо не было). С другой стороны, официальных комментариев со стороны российских спецслужб и не ожидалось: согласно общепринятой практике, известия о задержании своих агентов (предполагаемых агентов) разведка не комментирует.
Тем не менее, остается вопрос о том, будет ли Россия всерьез добиваться освобождения задержанных соотечественников. Представители комитета Госдумы по международным делам, комментировавшие это дело, предположили, что будет. Правда, член комитета Валерий Селезнев, как сообщает "Русская служба новостей", признал, что "ресурсов для переговоров по официальным дипломатическим каналам у нас не так много". По его словам, для освобождения "наших бедолаг" могут быть задействованы международные организации.
Реакция Москвы (в частности то, станет ли она отвечать на шпионский скандал очередной антигрузинской кампанией) будет зависеть и от дальнейших действий грузинских властей. Возможно, они согласятся довольствоваться осуждением только соотечественников (как это было в шпионской истории 2006-2007 годов), а россиян в итоге отпустят. Пока что все задержанные находятся под стражей, суд назначил им стандартную меру пресечения — двухмесячный арест.