За три дня, прошедшие с момента избиения журналиста газеты "Коммерсант" Олега Кашина, следователи успели приобщить к уголовному делу несколько улик, примерно определили состав нападавших и просмотрели запись камер видеонаблюдения с места преступления. Запись, кстати, уже попала в интернет. Прежние недруги Кашина тем временем наперебой желают журналисту выздоровления, стараясь подчеркнуть, что лично они не приемлют насилия.
Один из самых известных современных журналистов Олег Кашин в октябре 2010 года написал в статье, посвященной Всероссийской переписи населения: "Отдельным предметом моей частной гордости уже который год остается то, что никто не знает, где я живу". Журналист пояснил, что изредка получает угрозы от героев своих публикаций.
А менее чем через месяц адрес "Пятницкая, 28", по которому проживает Кашин, попал в криминальные сводки. Когда журналист в ночь на 6 ноября подходил к дому, где снимает квартиру, на него напали неизвестные злоумышленники. На выложенной в интернет видеозаписи видно, что двое преступников с букетом цветов поджидали сотрудника "Коммерсанта" во дворе. Они повалили журналиста на землю, после чего один из них достал из букета кусок арматуры. Затем, пока один злоумышленник держал журналиста, второй избивал его этой арматурой, особо стараясь попадать по пальцам.
Хотя место для нападения было выбрано укромное, без свидетелей все же не обошлось. Позднее выяснилось, что за избиением наблюдали люди, гулявшие с собаками. Кроме того, некоторые жильцы выглядывали в окна. Однако долгое время за Кашина никто не заступался. Лишь потом, по некоторым данным, преступников спугнул дворник Владимир Ладохин. По другим данным, нападавшие скрылись по собственному желанию, а Кашин позвонил Ладохину по телефону и попросил его помочь. Так или иначе, именно дворник вызвал на место происшествия экстренные службы.
В 36-й больнице Кашина ввели в искусственную кому, в которой он находится до сих пор. Журналист перенес две операции.
К настоящему времени уже досконально известно, чем Кашин занимался непосредственно перед нападением. Днем 5 ноября журналист по заданию "Коммерсанта" посетил похороны Виктора Черномырдина и написал о них репортаж. После работы Кашин приехал в гости к фотографу-фрилансеру Максиму Авдееву, у которого собралась компания из семи человек. Кашин сразу заявил, что не может остаться надолго, потому что к нему из Калининграда приехал отец и ждет его на съемной квартире на Пятницкой. Через два часа журналист поехал в кафе "Хлеб насущный" на встречу со своей знакомой по имени Анастасия (ее фамилия не раскрывается). А примерно в полночь Кашин купил в магазине "Евросеть" сотовый телефон в подарок отцу и поехал домой. Кстати, преступников новый телефон, как и другие ценности, не прельстил. Журналист перед госпитализацией отдал аппарат на хранение Ладохину.
Следователи ОВД "Замоскворечье" уже через несколько часов после нападения на Кашина опросили тех людей, которые были в гостях у Авдеева. Однако опрошенные утверждают, что компетентность следователей оставляла желать лучшего. В частности, они путали "Русский марш" с акциями "несогласных" и спрашивали о тираже "Живого журнала". Не отличались следователи и вежливостью. Так, они поинтересовались у друзей пострадавшего, "думал ли Кашин головой", осмеливаясь писать на острые темы. Друзья журналиста утверждают, что во время допроса им порекомендовали не забывать про "Бекетова, овоща" (главный редактор газеты "Химкинская правда" Михаил Бекетов был избит в 2008 году и только летом 2010 года вышел из больницы, так и не выздоровев до конца).
Впрочем, вскоре нерадивых следователей осадили. Глава управления информации ГУВД Москвы Виктор Бирюков объявил, что для расследования покушения на Кашина создан специальный штаб, работать в котором будут настоящие профессионалы. И это немудрено - избиение вызвало такой широкий общественный резонанс, что Кашина впору стало сравнивать не с Бекетовым, а с Анной Политковской. С заявлениями об этом деле выступил уже не только президент РФ Дмитрий Медведев, но и официальный представитель Госдепартамента США Филип Краули, и зарубежные СМИ. О российских журналистах и говорить нечего: они устроили посменный одиночный пикет около здания ГУВД Москвы, вывесили баннер "Кто бил Кашина?" на здании журфака напротив Кремля, создали специальный сайт, посвященный расследованию этого дела...
Однако за три дня расследование все равно продвинулось немногим более далеко, чем самые рядовые дела о покушениях на неизвестных провинциальных журналистов. Все улики, изъятые с места происшествия - букет желтых хризантем, которым преступники прикрывали арматуру, окурок и бутылка из-под пива Kozel (кстати, непонятно, почему следователи решили, что окурок и бутылка оставлены именно преступниками - уж этого-то добра в московских дворах хватает). Опрос окрестных продавцов цветов внятных результатов пока не дал. С бутылки и окурка следователи решили снять биологический материал, однако о результатах этого анализа также пока не сообщалось.
Единственное, что следователи пока знают о нападавших - это то, что их было двое (это зафиксировано камерами видеонаблюдения). Хотя и это не совсем точно. По некоторым данным, аналитики уже предположили, что преступников поджидал в машине третий сообщник. На запись видеонаблюдения машина не попала, поэтому не известна ни ее марка, ни приметы водителя. Впрочем, камера, запечатлевшая двух непосредственных участников избиения, тоже не многим помогла следствию. Никаких примет нападавших на записи не видно, лишь два неясных силуэта.
Следователи уже объявили, что связывают нападение с профессиональной деятельностью журналиста, но никаких подробных версий пока не озвучили. Коллеги Кашина оказались не такими осторожными. Например, журналисты "Коммерсанта" практически сразу припомнили конфликт Кашина с прокремлевским движением "Молодая гвардия". В августе 2010 года движение на своем сайте прямым текстом обещало "наказать" журналиста за интервью с участником нападения на мэрию Химок. Кроме того, в "Коммерсанте" подчеркнули, что незадолго до нападения Кашин невежливо выразился в своем блоге о губернаторе Псковской области Андрее Турчаке. Чиновник требовал извинений, но журналист на примирение не пошел.
Естественно, после нападения на Кашина как руководство "Молодой гвардии", так и Турчак не только не стали выражать злорадство, но и изо всех сил постарались отвести от себя какие-либо подозрения. Молодежное движение существенно подправило страницу сайта, содержавшую угрозы Кашину (впрочем, коллеги избитого успели сделать скриншот первоначального вида страницы). Александр Турчак, в свою очередь, через пресс-секретаря Оксану Ширан передал, что желает Кашину скорейшего выздоровления. При этом пресс-секретарь подчеркнула: "Я предлагаю дождаться итогов расследования, и только потом мы будем комментировать эту ситуацию. Мы не хотим влиять на ход следствия".
На данный момент наиболее открыто выразил свое мнение о заказчике преступления член Общественной палаты Марат Гельман. Он назвал заказчиком избиения Кашина главу Федерального агентства по делам молодежи Василия Якеменко. Глава Росмолодежи уже не преминул отреагировать - он пообещал подать на Гельмана в суд за клевету.