С 3 по 6 ноября 2010 года в Москве прошла выставка электронных развлечений "ИгроМир". В этом году она проводилась в пятый раз. Посетители выставки могли посмотреть и лично опробовать как последние новинки, так и те игры, которые еще готовятся к выходу. "ИгроМир" является единственным в России мероприятием подобного рода, потому неудивительно, что выставка не обделена вниманием как различных специалистов, так и просто любителей игр.
"ИгроМир 2010" занял весь 57 павильон Всероссийского выставочного центра. Первый этаж представлял собой бурлящий котел из стендов самой разной направленности. Там были и игры для компьютеров, и игры для консолей, и карточные игры, а кроме того, на этаже присутствовали стенды некоторых тематических изданий и сайтов.
Среди многочисленных издателей видеоигр затесался и один из трех производителей современных консолей - компания Nintendo. Парадоксально, но факт: если во всем остальном мире консоли Nintendo по продажам ушли далеко в отрыв от конкурентов, то в России компании отведена роль аутсайдера. Кто в этом виноват? Мы, конечно, догадываемся, но озвучивать свою версию не будем. История и так расставит все по местам.
Второй этаж выставки получился куда более однородным. Фактически, его поровну поделили между собой компании Sony Computer Entertainment Europe (SCEE) и Microsoft. Одна половина этажа стала территорией PlayStation, вторая половина окрасилась в зеленое и белое - цвета Xbox 360. В роли пограничных зон выступали стенды онлайн-магазина "Озон" и игры Need For Speed: Hot Pursuit.
Главными экспонатами у обеих компаний были их новые устройства - контроллер Move для PlayStation 3 и сенсор Kinect для Xbox 360. И если Move уже больше месяца находится в свободном обращении, то Kinect к началу "ИгроМира" поступить в продажу не успел - запуск сенсора состоялся 10 ноября 2010 года. Поэтому, конечно, детище Microsoft вызывало больший интерес. Игры для обоих устройств были представлены самые стандартные, из стартовой линейки. И если в отношении Kinect это понятно, так как других игр для сенсора пока нет, то для Move адаптировано и несколько серьезных, высокобюджетных игр. Смеем предположить, что возможности Move в играх жанра экшн впечатляли бы больше, если бы они демонстрировались на Resident Evil 5, а не на очередной проходной игре.
Присутствовали на стендах двух компаний и обычные игры. У Microsoft довольно большие площади были отведены шутеру Halo: Reach и ролевой игре Fable III. SCEE соорудила шикарную сцену для Gran Turismo 5, где на большом экране демонстрировалось видео из игры. Рядом со сценой было оборудовано несколько кабинок с рулями и педалями. Те, кто не хотел ждать в очереди, могли поездить в Gran Turismo 5 с обычным геймпадом. Уделяемое игре внимание вполне объяснимо. Более пяти лет находившийся в разработке, этот гоночный симулятор наконец, вроде бы, отправился в печать и поступит в продажу к новогодним праздникам. Постучим по дереву, чтобы нечаянно не сглазить.
В первый день "ИгроМира", 3 ноября, Microsoft и SCEE провели пресс-конференции. Примечательно, что представители обеих компаний говорили примерно одно и то же. Сперва были озвучены цифры и статистика, смысл которых сводился к "у нас все замечательно". Причем если выступавшие от Microsoft люди ограничились процентным сравнением разных показателей, то генеральный менеджер SCEE в России и СНГ привел конкретные цифры. По состоянию на октябрь 2010 года продажи PlayStation 3 составили 400 тысяч консолей. При этом половина из этого количества приходится на нынешний год. Честно говоря, цифры вызывают некоторое сомнение, но других у нас все равно нет. Согласно данным SCEE, продажи портативной консоли PSP перешагнули через миллион консолей. Остается востребованной и "старушка" PS2.
Немалая доля конференций была посвящена устройствам Move и Kinect. С ними компании намереваются привлечь к своей продукции так называемых "молодых профессионалов". У этой категории людей есть деньги, но нет времени на сложные и длинные игры. Таким образом, "заточенные" под новые устройства RPG мы вряд ли когда-нибудь увидим.
Другая важная тема пресс-конференций - сетевые службы. 10 ноября 2010 года начала работать российская версия Xbox Live, а в феврале 2011 года пользователям PlayStation Network в России станет доступен платный сервис Plus. Так сложилось, что и в отношении игр, и в отношении каких-либо услуг российским игрокам всегда достается бледная копия того, что делается для Европы. Пока нельзя определенно сказать, будут ли новые сервисы для консолей следовать этой славной традиции. Однако показательно, что о контенте было сказано мало конкретного. Упор делался на родной язык и удобство оплаты.
В последующие дни мы смогли пообщаться с разработчиками некоторых представленных на выставке игр. Для людей из студии The Creative Assembly "ИгроМир" не внове. В прошлый раз они привозили на выставку игру Napoleon: Total War. В этом году на "ИгроМире" красовался стенд уже со следующей частью их стратегического сериала - Shogun 2: Total War. Первая часть Shogun некогда положила начало всему сериалу Total War, потому тема феодальной раздробленности в Японии разработчикам особенно близка.
Цель игры нехитрая: выбрать один из многочисленных кланов и объединить под его властью всю страну. Достичь этого можно рядом способов. С кем-то из соперников можно договориться, кого-то непременно следует умертвить, но и тут предлагаются разные варианты. Можно подослать к вражескому генералу убийцу, можно вступить в сражение со всем его войском.
Глобальные стратегии, как правило, оформлены достаточно скромно. В них упор делается не на красоты и зрелищность, а на информативность. Тем впечатляюще выглядит Shogun 2. Высказанные нами опасения по поводу подскочивших системных требований разработчики поспешили развеять. По их словам, если компьютер "тянет" Napoleon, то и в Shogun 2 на нем можно будет играть.
Далее мы посетили руководство студии 1C:Maddox Games. В данный момент студия завершает работу над авиасимулятором "Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию". Вышедшая в 2001 первая часть "Ил-2" установила качественно новые стандарты среди игр про самолеты. Шутка ли - серия добилась признания даже на Западе! Близкое знакомство с "Битвой за Британию" не оставляет сомнений, что новая игра не только поддержит знаменитую планку качества "Ил-2", но и поднимет ее еще выше.
Особенная гордость разработчиков - воссозданные до мельчайших деталей кабины самолетов. Панели приборов не только достоверны, но и работоспособны - каждый из многочисленных датчиков и счетчиков показывает именно то, что должен показывать. При этом игроки будут сами устанавливать комфортный для них уровень реалистичности. Новички смогут постичь азы пилотирования на тренировочном кукурузнике в отдельном режиме. Выход "Битвы за Британию" намечен на весну 2011 года, без конкретного месяца. Между прочим, у создателей "Ил-2" уже запланирована следующая игра. Она будет называться "Битва за Москву".
Шутер от первого лица F.E.A.R. в представлении не нуждается, у сериала в России большое количество поклонников. Третья часть не станет для них откровением. F.E.A.R. 3 - это все тот же шутер от первого лица с элементами ужастика. Правда, может ли вообще пугать игра про вооруженного до зубов спецназовца со сверхспособностями, это еще вопрос.
Разработчики делают ставку на систему динамических "страшилок". В одном и том же месте каждый раз происходят разные вещи: со скрежетом отваливается часть интерьера, выскакивает монстр или вообще ничего не случается. Таким образом, играть в F.E.A.R. 3 если и не страшно, то уж точно неуютно.
В остальном нововведения игры ограничиваются современными веяниями. Можно прятаться от обстрела за различными укрытиями и проходить сюжетную кампанию вдвоем. Второй игрок в таком случае управляет телепатом, который, кроме всего прочего, способен вселяться во вражеских солдат.
Кто-то, возможно, помнит TimeShift - шутер, где можно управлять временем. На "ИгроМире 2010" создатели этой игры представили свой новый проект - Inversion. Если вкратце, то это клон Gears of War с продвинутой физикой и разрушениями. Разработчики не отрицают сходства их детища с блокбастером студии Epic Games. Они объясняют это так: вместо того чтобы изобретать велосипед, они взяли за основу одного из лучших представителей жанра и сосредоточились на уникальных "фичах" игры - той самой физике и разрушениях.
Главный герой Inversion оснащен аппаратом, позволяющим ему вызывать локальные искажения гравитации. И если швырянием машинами уже никого не удивишь, то искажение траекторий гранат (порой в весьма экзотичных направлениях) - это что-то новое. Практически что угодно в игре можно разломать и метнуть во врага. Это заслуга компонента Havoc Destruction, который дебютирует как раз в Inversion. На наших глазах по частям обрушилось многоэтажное здание, и разработчики уверяют, что это не было прописано заранее. Что же, выглядит игра вполне прилично, а выход Gears of War 3 отложен. Шансы добиться успеха у Inversion, пожалуй, есть.
Последняя игра, которую нам показали - тактический шутер Red Orchestra 2: Heroes of Stalingrad. Разработчики шутера делают ставку на предельную реалистичность. Так, получивший ранение боец умирает долго и мучительно, и никакая аптечка ему не поможет. Другой пример - управление танком. Игрок не просто направляет боевую машину, а становится тем пилотом, за которым закреплена используемая функция. В случае гибели кого-то из экипажа, нужно, расталкивая трупы, пробираться к нужному месту. Вот уж реализм так реализм! Придется по душе такое далеко не всем, но свою нишу игра определенно займет.
Завсегдатаи "ИгроМира" сходятся во мнении, что прошедшая в этом году выставка - лучшая за все время. Действительно, с каждым разом "ИгроМир" становится все более значительным, масштабным мероприятием. Этим объясняется и главный минус выставки - совершенно катастрофическая переполненность.
Недостатка посетителей не наблюдалось уже в бизнес-день, ну а то, что творилось потом, напоминало ночной кошмар. Количество людей на квадратный метр помещения превышало все разумные пределы. В такой обстановке не то что с играми нельзя было нормально ознакомиться, а просто ходить по залу - и то трудно.
"ИгроМир" явно перерос 57-й павильон ВВЦ. Организаторы должны принять волевое решение о переносе выставки в гораздо более просторное помещение. Понятно, что с этим связан целый ряд трудностей, но деваться некуда. Пора переходить на следующий уровень.