Экономика
18:28, 10 ноября 2010

Слушаюсь и повинуюсь Чиновники очистят Москву от ларьков в угоду новому мэру

Сергей Собянин, не просидев в кресле мэра Москвы и месяца, спровоцировал нешуточный скандал. Распоряжение градоначальника убрать с московских улиц мешающие движению киоски вылилось в широкую и шумную кампанию по борьбе чиновников с ларьками в столице России.

Первый конфуз с Сергеем Собяниным, не привыкшим к публичности, произошел сразу после вступления в должность: мэр потребовал чистить улицы Москвы вакуумными пылесосами. Язвительные комментаторы, услышав эту фразу, попеняли свежеиспеченному мэру на то, что невакуумных пылесосов не бывает, а также отметили, что "крепкий хозяйственник" такого сказать просто бы не мог.

Подобные заявления ставят нового столичного мэра в славный ряд глав российских регионов, предлагавших, к примеру, сбивать сосульки лазерами. Но, не в пример размышлениям мэра Москвы о пылесосах, которые вряд ли будут претворены в жизнь, его предложение зачистить Москву от ларьков реализуется полным ходом.

Собянину, как известно, при назначении на новую должность поручили победить московские пробки, что он и принялся делать. В первые же дни своей работы градоначальник обратил внимание на то, что вокруг станций метро расположено слишком много палаток, мешающих проходу людей и проезду транспорта. "Складывается ощущение, что в городе все клочки земли поделены и на них зарабатываются деньги. Чтобы такое наделать, надо очень не любить город", - заявил Собянин, посетив площади возле станций метро "Улица 1905 года" и "Белорусская" 30 октября. По итогам объезда были уволены главы Тверского и Пресненского районов Москвы.

Легкость, с которой мэр начал принимать кадровые решения, напугала московских чиновников. Воспользовавшись выходными, префектуры и районные управы вывели на улицы рабочих и велели им демонтировать ларьки и киоски. Представители столичных префектур заявили, что намерены убрать все торговые палатки, оставив лишь киоски с прессой. Только в Центральном округе столицы под снос определили более 600 палаток. Станции метро "Улица 1905 года" и "Белорусская" начали зачищать одними из первых. Каким образом при этом будут решаться вопросы с арендаторами, в префектурах не уточнили.

В результате сносить стали все ларьки подряд, невзирая на наличие разрешительной документации. Предпринимателям зачастую просто "отрубали" свет. За считанные дни сложился непрозрачный механизм отбора подлежащих ликвидации киосков. Как утверждают российские СМИ, опросившие владельцев ларьков, зачастую чиновники даже не удосуживались показать предписания о сносе, просто ссылаясь на некое распоряжение мэра. В надежде сохранить свой бизнес владельцы палаток срезали кондиционеры, которыми якобы недоволен Собянин, перекрашивали и отмывали свои киоски.

Помимо безымянных ларьков, распространившихся в столице в 1990-е годы, в Москве работают и фургоны быстрого питания крупных сетей: "Стардогз", "Крошка-картошка", "Теремок" и другие. Их торговые точки также сносят. Представители "Крошки-картошки" заявили "Интерфаксу", что получили уведомления о закрытии палаток из префектур некоторых округов. В планах компании, у которой в Москве работает более 200 палаток, "закрываться кое-где и доказывать свою правоту". Другая сеть точек быстрого питания, производитель хот-догов "Стардогз", уже начала считать убытки. На 8 ноября префектуры потребовали от компании закрыть 50 точек (40 уже закрыты), расположенных в ЦАО, СВАО и ВАО. По предварительным оценкам "Стардогз", сеть может потерять половину дохода.

Под снос попали и киоски с прессой, хотя в префектурах и заверяли, что эти ларьки сносить не будут. "Новая газета" пишет, что газетные ларьки убирают в Центральном, Восточном и Юго-Восточном административных округах. Их владельцы получили предписание вывезти свои киоски в срок от 8 до 15 ноября (в зависимости от округа). По информации "Новой газеты", полученной от распространителей, предписание касалось почти полторы сотни торговых точек только в Центральном округе. В Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) опасаются, что под снос могут попасть до тысячи киосков (четверть всех точек по продаже прессы в Москве). По закону в столице должно быть не меньше одной точки торговли прессой на тысячу жителей. Между тем, по подсчетам АРПП, которые приводят "Новые известия", сегодня один киоск обслуживает около 2,5 тысяч человек.

Член Общественной палаты, главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев заявил, что распоряжение мэра не касалось газетных киосков, а потому их ликвидация будет остановлена. При этом заместитель мэра Москвы Александр Горбенко обещал, что городские власти намерены разобраться в причинах сноса газетных киосков. "По каждому адресу будет проведена детальная проверка обстоятельств сноса и принято решение о возвращении киоска на прежнее место либо о предоставлении другого земельного участка", - сообщил он.

По поводу сноса ларьков к Собянину обратился президент организации малого и среднего бизнеса "Опора России" Сергей Борисов. В его письме говорится, что главы управ Москвы требуют демонтировать ларьки в течение суток, мотивируя свои действия поручением Собянина и решением Антитеррористической комиссии. При этом, по данным "Опоры России", ни реквизитов указанных документов, ни их содержания в рассылаемых предпринимателям письмах нет. "Необходимо прекратить демонтаж объектов нестационарной торговли до полного прояснения правовых оснований для размещения объекта в конкретном месте", - уверен президент "Опоры России". На прямой конфликт с мэром Борисов, видимо, пока не решился.

Власти Москвы и ранее пытались ликвидировать ларьки и киоски в столице. Бывший мэр Москвы Юрий Лужков еще в 2006 году устроил зачистку города от киосков. По его указу в городе стали появляться торговые ряды. В 2008 московские власти заявляли о намерении сократить количество торговых палаток на 20 процентов, поскольку значительная часть продаваемых там товаров не соответствует стандартам качества. Однако в начале 2009 года Лужков отказался от этих планов: киоски дают рабочие места малообеспеченной части населения.

Снести ларьки сложно и сейчас, ведь разрешали их ставить сами власти. В столице с 2004 года действует постановление правительства Москвы, по которому размещение любых объектов розничной торговли, кроме аптек, газетных ларьков и билетных касс, ближе чем 25 метров от метро запрещено. Тем не менее, с 2004 года чиновники выдавали разрешение на торговлю и на этой территории. Бывший префект САО Олег Митволь рассказывал газете "Ведомости", что многие владельцы ларьков имеют свидетельства о собственности. Так, в САО было больше 1000 киосков, при этом лишь у трети из них не было полного пакета необходимых документов.

В ФАС заверили газету "Ведомости", что бизнесмены, у которых есть разрешительная документация на торговлю в ларьках, могут обратиться в прокуратуру или в антимонопольную службу с жалобой на незаконные действия управ или префектур. Госорганы могут принять решение о досрочном расторжении договора с владельцами ларьков, компенсировав им затраты на открытие бизнеса.

С чем связана нынешняя активность чиновников по сносу киосков, не совсем понятно. Никто не спорит, что с эстетической точки зрения столичные ларьки, как правило, ужасны, но их основная функция - все же не радовать глаз, а обслуживать потребителя. В центре Москвы, скажем, где существует нехватка стационарных магазинов, ларькам с фастфудом, к примеру, зачастую альтернативы просто нет. Все претензии по поводу того, что, мол, стоят эти торговые точки где попало и торгуют всякой дрянью, необходимо переадресовывать прежде всего самим чиновникам, которые сейчас столь неуклюже "подчищают" за собой и своими коллегами.

Неуважительное отношение к частной собственности часто трансформируется у российских чиновников в хамство по отношению к предпринимателям. Пускай Собянин и прав, когда говорит, что снести часть ларьков необходимо. Но в данном случае важно не столько то, что делают чиновники, сколько то, как они это делают. Разве подчиненные мэра не способны выполнить распоряжение начальника цивилизованно, вспомнив о простых москвичах - сотрудниках этих киосков и их клиентах?

Новая метла, как известно, метет по-новому. Никому из московских префектов неохота оказаться в совке, они паникуют и стараются выслужиться. Ну а права потребителей и бизнесменов при этом по традиции идут побоку. Остается надеяться, что довести задуманное до конца у префектур, как зачастую это и бывает в России, просто не хватит сил.

< Назад в рубрику