Самолет А380 в самой корпорации Airbus и в авиакомпаниях, использующих этот лайнер, часто определяют с помощью слова "самый": самый большой, самый новый, самый экономичный, самый дорогой, в конце концов. Однако для Airbus А380 может стать еще и самым проблемным: за три года эксплуатации с ним случилось уже несколько происшествий.
Сложности у программы А380 начались, впрочем, задолго до первого коммерческого рейса A380, который состоялся в октябре 2007 года. Еще в июне 2005 года европейский авиастроитель вынужден был сообщить о первых отсрочках в поставке Airbus. Потом таких объявлений последовало еще несколько штук.
Правда, задержки с поставками - обычное дело едва ли не для всех крупных авиационных проектов последнего времени. В России принято приводить в пример Superjet от "Сухого", первые версии которого "Аэрофлот" должен был получить в конце 2008 года, но пока так и не получил. На Западе же образцовым примером является Dreamliner от Boeing: его планировалось начать поставлять в мае 2008 года, но пока довести до идеального состояния лайнер не удалось.
Тем не менее, задержки в производстве А380 довольно сильно сказались на самой Airbus. Так, после объявления об очередных проблемах с лайнером в 2006 году, своего поста лишился исполнительный директор Airbus Густав Хумберт. Не усидел на месте и Ноэль Форжар (Noel Forgeard), глава корпорации EADS, которой принадлежит Airbus, а акции EADS обвалились на бирже на 26 процентов.
Инвесторы остро реагировали на любые новости о A380 из-за того, что для Airbus и для всего европейского авиастроения это очень важный проект. С разработкой А380 европейцы сделали ставку на огромные самолеты, которые могут перевозить по 500 человек на далекие расстояния. Из-за того, что в один лайнер влезает сразу столько людей, происходит экономия: затраты на перевозку одного человека снижаются.
В американской Boeing на этом направлении конкурировать с европейцами не стали. В США решили, что перспективнее будет разрабатывать менее вместительные самолеты, которые, однако, будут летать не только по центральным направлениям, но и в более мелкие аэропорты. Тот же Dreamliner будет способен перевозить лишь от 210 до 330 пассажиров, но зато сможет приземляться в большинстве аэропортов мира, в том время как A380 принимают только несколько десятков наиболее крупных городов планеты.
Таким образом, получилось, что Airbus и Boeing разошлись в оценке перспектив развития рынка. И хоть у Airbus есть запасной вариант (разрабатываемый сейчас A350 будет рассчитан на 270-350 пассажиров), европейцам важно доказать, что их прогноз оказался более верным, чем предсказания Boeing.
В этом смысле было очень важно, чтобы запуск A380 прошел как можно более успешно. В 2007 году казалось, что все так и есть: билеты на первый коммерческий рейс раскупались на специальном аукционе, причем часть билетов была продана более чем за сто тысяч долларов (некоторые счастливчики, впрочем, прокатились всего за 560 долларов). Уже через два месяца после начала эксплуатации А380 в Singapore Airlines, стартовом заказчике самолета-гиганта, заявили, что расход топлива на одного пассажира в A380 на 20 процентов меньше, чем при использовании Boeing 747-400.
Далее Airbus победно отчитался о новых маршрутах А380 - лайнер стал летать в Австралию, в США, в Европу. В 2009 году он даже долетел до России, правда, рейс был некоммерческим.
Однако вслед за победными сообщениями последовали и менее радужные для Airbus события. Только в начале 2008 года А380 три раза не смог подняться в воздух: сначала что-то случилось в стыковочной системе: при буксировке самолет отсоединился от буксировщика и выкатился из ангара. Два других срыва были связаны с топливным насосом. Можно себе представить, как были недовольны пассажиры, когда их пришлось пересаживать на менее вместительные и более старые самолеты.
В дальнейшем с А380 случались и другие неприятности: у него отказывал один из двигателей, повреждалась стойка шасси. Но самый серьезный инцидент произошел в начале ноября, когда несколько информагентств даже сообщили об авиакатастрофе с А380. По счастью, все обошлось, и самолет успешно приземлился: оказалось, что в полете загорелся один из двигателей, причем внутри него произошел взрыв.
Не отреагировать на это было нельзя, поэтому в Qantas, австралийской авиакомпании, которой и принадлежит несчастливый самолет, запретили полеты A380. Другие перевозчики следовать примеру Qantas не стали.
А вот производители двигателей для А380 обеспокоились не на шутку, ведь это уже не первый случай, когда у самого большого самолета в мире отказывает двигатель. В Rolls-Royce, а именно эта компания производит моторы Trent 900 для А380, сразу же заявили, что проведут проверку всех двигателей для модели.
В Qantas спустя несколько дней после аварии заявили, что причиной инцидента мог стать именно просчет Rolls-Royce. По словам главы австралийской авиакомпании Алана Джойса (Alan Joyce), речь идет либо об ошибке, допущенной при разработке, либо об использовании некачественных материалов при производстве деталей самолета.
Так это или не так, пока неизвестно, но авиакомпании уже начали заменять двигатели Rolls-Royce на новые. Так, в частности, поступили с некоторыми двигателями сама Qantas, Singapore Airlines и немецкая Lufthansa. Так, в Singapore Airlines агентству Bloomberg заявили, например, что вынуждена была вывести из штатного расписания три A380, чтобы заменить на каждом из них по двигателю. Qantas не летает на своих шести лайнерах от Airbus уже две недели.
15 ноября о замене ряда двигателей заявили и в Rolls-Royce. После этого стало очевидно, что именно на них лежит основная ответственность за инцидент. Однако убытки от него потерпят не только англичане, но и авиакомпании, использующие А380, а также сам Airbus. Зато в плюсе может оказаться компания Engine Alliance, которая также поставляет свои двигатели на А380.
На фоне последних происшествий отказов от Airbus пока не последовало. Наоборот, 12 ноября компания подписала меморандум о продаже еще четырех А380 с японской Skymark Airlines. Таким образом, число заказов на A380 составило 234. До A320, заказы на который превышают отметку в шесть тысяч штук, пока далековато.