Финансовые дела Евросоюза продолжают ухудшаться. Казалось бы, только-только удалось временно утрясти вопрос с потенциальным банкротством Греции, как возник новый источник угрозы. Выяснилось, что в очень неважном положении находится Ирландия, чьи банки давно считаются несостоятельными, а внешний долг зашкаливает за все разумные пределы. Причем в случае, если Изумрудный остров со своими трудностями не справится, проблемы возникнут у всех европейцев.
При всей схожести несколько суматошной реакции руководителей ЕС и Центробанка Европы на ситуацию в Ирландии и Греции, истории болезни "пациентов" являются совершенно разными. Если Греция пострадала из-за перенакачанного долгами госсектора, то Ирландия в последние 20 лет развивалась практически по шаблонам неолиберальных экономических школ. Все большую роль в стране начинал играть сектор услуг, Ирландия привлекала иностранные инвестиции и старалась минимизировать государственное участие. За это ее прозвали "кельтским тигром" - по аналогии с восточноазиатскими экономиками, которые впервые стали сравнивать с большой полосатой кошкой еще в 80-е годы.
В 1990-е и 2000-е Дублину удалось в несколько раз поднять уровень жизни своих граждан, хотя до совсем недавнего времени Ирландия считалась одной из самых бедных и отсталых стран ЕС. Иначе как "экономическим чудом" достижение таких результатов не называлось.
Однако, как выяснилось, чудес в экономике не бывает. Многие специалисты и в прошлом указывали на слабые места Ирландии, в первую очередь на то, что ее частный сектор возлагает чрезмерные упования на иностранные кредиты и инвестиции. По сути дела, в течение двух прошедших десятилетий ирландские банки занимали все больше и больше, пользуясь "хорошим инвестиционным климатом", а также крайне низкими ставками за рубежом. От беспокойства отдельных скептиков кельтские финансисты и их партнеры за рубежом, как правило, просто отмахивались.
В результате рост иностранного долга оказался куда более быстрым, чем даже впечатляющий подъем ВВП страны. К 2008 году долги ирландских резидентов достигли двух триллионов евро. Это больше, чем, к примеру, вся экономика России и в 10 раз превосходит ВВП самой Ирландии. Большая часть долга приходилась на непомерно раздутый банковский сектор.
С началом кредитного кризиса стало ясно, что все эти долги по сути дела ничем не обеспечены. Активы ирландских банков, прежде всего, Anglo Irish и Allied Irish, стали стремительно падать в цене, и банки оказались на грани несостоятельности. В этот момент вмешалось правительство страны, объявившее о собственных гарантиях по значительной части задолженности. Чиновники также провели рекапитализацию банковской системы. На некоторое время инвесторы успокоились.
Осенью 2010 года вопрос снова оказался актуальным, и теперь полумерами его, кажется, не решить. Инвесторы начали стремительно выводить средства из указанных финансовых организаций, что сильно ухудшило их и без того шаткое положение. Фактически начал повторяться исландский сценарий, где, напомним, правительству пришлось национализировать всю банковскую систему - что, впрочем, от разрушительного кризиса экономику все равно не спасло.
Хотя все же разница между Исландией и Ирландией довольно существенна. Во-первых, размеры задолженности ирландских банков в несколько раз больше, а во-вторых, Ирландия является членом еврозоны. Поэтому крушение ее финансового сектора неизбежно вызовет цепную реакцию по всему Евросоюзу и очень неблагоприятно скажется на евро.
Сейчас наиболее заинтересованными в исправлении ситуации сторонами являются банки Великобритании и Германии. Они выдали займов своим ирландским партнерам на сумму 222 и 205 миллиардов долларов соответственно. В случае краха ирландских финансовых организаций банки этих стран будут вынуждены проводить новые многомиллиардные списания, что может привести к новому витку кредитного кризиса. Не в лучшем положении находятся и США, инвестировавшие в Ирландию более 100 миллиардов долларов.
Поэтому неудивительно, что с начала ноября органы Евросоюза, на которые наверняка было оказано лоббистское давление, стали обращаться к ирландцам с просьбой принять меры по стабилизации ситуации. Но Дублин сейчас самостоятельно что-либо сделать не может, учитывая его колоссальные бюджетные проблемы. Помощь может прийти только извне, и международные организации уже предложили Ирландии воспользоваться 700-миллиардным "фондом спасения", который был создан перед тем, как спасать Грецию.
Самое интересное, что реакция Дублина сначала прозвучала как "спасибо, не надо". Такую позицию озвучил 16 ноября министр финансов страны Брайен Ленихан. По его словам, у Ирландии достаточно средств, чтобы расплачиваться по долгам минимум до середины следующего года, а брать на себя новые обязательства у государства нет ни желания, ни возможностей.
Дело в том, что до кризиса государственный долг Ирландии, в отличие от частного, был крайне мал и составлял всего 37 процентов ВВП - по европейским меркам, копейки. Однако банковские гарантии и другие меры по оздоровлению финансового сектора оказались для страны баснословно дорогими. Уже в 2009 году госдолг вырос до 57 процентов ВВП, а в текущем году, вероятно, добавит еще 33 процентных пункта (таков дефицит бюджета-2010). Таким образом, государство буквально на глазах из "крепкого хозяина" превращается в безнадежного должника.
Между тем, общая экономическая ситуация в Ирландии остается по-прежнему неудовлетворительной. В минувшем году спад ВВП составил около 8 процентов. В текущем году также ожидается падение, пусть и не столь впечатляющее.
Инвесторы все это прекрасно понимают и реагируют крайне нервно. Еще недавно государственные облигации Ирландии котировались вровень с немецкими, самыми надежными на континенте. Сейчас разница в ставках по 10-летним облигациям двух стран превысила 6 процентных пунктов. Фактически обязательства Дублина котируются на уровне развивающихся стран, причем даже не первых из них. Согласно опросу агентства Bloomberg, 51 процент глобальных инвесторов уверены, что дефолт Ирландии неизбежен.
По сути, ирландцам сейчас предлагают спасать не столько самих себя, сколько немцев и англичан (вернее, финансистов из этих стран). Перспективы самого острова при этом остаются весьма мрачными. Поэтому отказ Ленихана взять взаймы дополнительные средства выглядит совершенно логичным.
Однако представители ЕС и МВФ зря времени не теряли и в течение нескольких дней провели ряд консультаций с высшими должностными лицами страны. В результате тон ирландской стороны довольно быстро изменился. Утром 18 ноября председатель ЦБ Ирландии Патрик Хоноган заявил, что готов принять помощь в размере "десятков миллиардов евро" из спецфонда. Позже эту информацию подтвердил и сам Ленихан.
Ставки по возможному кредиту от ЕС и МВФ составят около 5 процентов. Это несколько выгоднее, чем занимать на открытом рынке, однако и эти средства придется отдавать. В то же время не факт, что у ирландцев найдутся деньги, когда подойдет срок выплат, поскольку ни конца ни края экономическому кризису в стране не видно. По оценкам аналитиков, Ирландии придется занять около 90-100 миллиардов евро, или еще более 50 процентов годового ВВП.
Таким образом, Ирландия практически перекладывает бремя банковских долгов на плечи государства. Если программа помощи будет принята, то страну ждет наращивание задолженности до 150 процентов ВВП, что уже гораздо выше текущего уровня Греции.
Между тем, даже в этом случае говорить о решении финансовых проблем ЕС не приходится. Не исключено, что затыкать новые дыры придется уже в самом ближайшем будущем. Очередной кандидат на получение помощи - Португалия, долги которой также чрезвычайно высоки, а доверие инвесторов к ней продолжает падать. Кажется, в Брюсселе только сейчас начали понимать масштабы существующих проблем и то, что они не сводятся к одним только "ленивым грекам". Не случайно президент ЕС Херман Ван Ромпей 16 ноября напрямую заявил о том, что долговой кризис является самой страшной угрозой не только для валютного союза, но и для единой Европы в целом.