Министр внутренних дел ФРГ Томас де Мезьер 17 ноября, выступая в Берлине на специально созванной пресс-конференции, заявил, что страну ожидают теракты. Причем в самое ближайшее время. По имеющимся у немецких спецслужб сведениям, боевики "Аль-Каеды" намерены осуществить теракт на территории ФРГ уже в конце ноября. По словам де Мезьера, ситуация серьезная, хотя поводов для паники нет. В стране были повышены меры безопасности, прежде всего в местах массового скопления людей - на вокзалах и в аэропортах, правительственные здания взяты под охрану. Власти призвали граждан к бдительности.
Если обратить внимание на события последних недель, то нынешняя террористическая угроза в ФРГ не покажется такой уж неожиданностью, хотя, разумеется, закономерным подобное развитие событий назвать тоже нельзя. В конце октября весь мир был взбудоражен сообщением о двух бомбах, которые йеменская ячейка "Аль-Каеды" под видом посылок отправила грузовым самолетом в США. По одной версии, посылки адресовались синагогам в Чикаго, а по другой, взрыв должен был произойти еще в воздухе над территорией США. Так или иначе, в ходе расследования выяснилось, что один из самолетов совершил промежуточную посадку в аэропорту "Кельн-Бонн", где опасный груз был перегружен на другой борт, без того чтобы кто-нибудь что-нибудь заметил.
Посылку удалось изъять и обезвредить лишь на следующей промежуточной посадке в британском аэропорту. Немецкие спецслужбы заявили, что были в курсе происходящего, отметив, однако, что иностранные коллеги уведомили их об опасной посылке слишком поздно и полиция просто не успела в аэропорт: самолет уже вылетел в Великобританию. Тем не менее, все это спровоцировало в Германии очень острую дискуссию о незащищенности грузовых авиаперевозок, о недостаточном контроле, нехватке персонала и тому подобном. Наиболее горячие головы в лице министра внутренних дел Нижней Саксонии Уве Шюнемана (Uwe Schuenemann) заявили о необходимости задействовать внутри страны бундесвер для предотвращения терактов и предоставить пилотам ВВС право сбивать подозрительные самолеты.
Не успела утихнуть шумиха вокруг "йеменских посылок", как 2 ноября прямо в ведомство федерального канцлера пришла посылка с бомбой, на сей раз от греческих радикалов. На несколько часов здание было оцеплено, на место прибыли саперы. Бомбу удалось обезвредить, расстреляв ее из водяной пушки. Никто не пострадал, сама Ангела Меркель в тот день находилась с официальным визитом в Бельгии. Также в начале ноября в сети появилось видеообращение неизвестных исламистов, грозивших ФРГ терактами, если немецкие власти не выпустят из тюрьмы и не дадут беспрепятственно улететь в Афганистан 24-летнему Даниэлю Шнайдеру, одному из членов так называемой "зауэрландской террористической" ячейки, которые были арестованы в 2007 году прямо на месте изготовления бомбы и в марте 2010 осуждены за подготовку теракта. Властям дали на раздумье месяц.
Упомянутые инциденты, скорее всего, не имеют никакого отношения к сегодняшней террористической угрозе. Так, выяснилось, что видеоролик с обещанием терактов снял экзальтированный юнец, уроженец Камеруна, для которого осужденный Даниэль Шнайдер стал символом бескомпромиссной борьбы с неверными и примером для подражания. Гораздо более значимым выглядит другое событие. В начале октября представители западных спецслужб заявили, что им удалось предотвратить серию терактов, которые исламские боевики из Пакистана намеревались осуществить в Германии, Франции и Великобритании. Сами теракты планировалось провести по примеру терактов 2008 года в Мумбаи, когда группы боевиков атаковали полицейские участки, а затем устроили взрывы в местах массового скопления людей - на вокзалах и в гостиницах.
Отмечалось, что в Германии целями террористов должны были стать знаменитый отель "Адлон" рядом с Бранденбургскими воротами, Главный вокзал Берлина, а также берлинская телебашня. Позднее всплыли новые детали. Оказалось, что раскрыть планы террористов удалось благодаря задержанию в Афганистане исламиста из ФРГ Ахмеда Сиддики (Ahmed Siddiqui). Он входил в группу немецких исламистов, которые в 2009 году отправились из Германии в Афганистан, был взят в плен военнослужащими США и допрошен в военной тюрьме в Баграме. Со своей стороны эксперт немецкого телеканала ZDF по вопросам борьбы с терроризмом Эльмар Тефессен (Elmar Thevessen) сообщил, что, по имеющимся у него сведениям, в состав террористических групп, которые должны были отправиться в Европу, входили граждане Германии, а также чеченцы и арабы.
Терактов в октябре, по некоторым данным, удалось избежать во многом благодаря случайности: американские БПЛА, которые регулярно атакуют базы исламских боевиков в труднодоступном горном регионе на пакистано-афганской границе, нанесли ракетный удар по одному из тренировочных лагерей исламистов, уничтожив тех, кто должен был отбыть в Европу на "священную войну". Однако уничтожили, судя по всему, не всех. По сообщениям ряда немецких СМИ, террористы, которые направляются в Германию для осуществления терактов, намерены действовать с соответствии с прежним планом - провести теракты по примеру мумбайских. Кроме того, как сообщил Bild, в число боевиков могут входить родственники или друзья немецких исламистов, погибших в результате налета американских "беспилотников".
Разумеется, речь идет только о предположениях, официального подтверждения со стороны властей многочисленные сообщения в немецкой прессе пока не получили. Предположительно, в состав группы входят от четырех до шести человек: два пакистанца, два индийца, и два гражданина ФРГ марокканского и сирийского происхождения. Издание FOCUS сообщило со ссылкой на неназванные источники, что группа должна въехать в Германию по шенгенским визам уже в понедельник, 22 ноября, - день, когда в Германии открываются рождественские ярмарки, традиционно привлекающие тысячи покупателей. По некоторым сведениям, террористы направляются в Германию транзитом через Индию или одну из арабских стран на Аравийском полуострове, где их должны снабдить шенгенскими визами.
С другой стороны, издание Bild, также не раскрывая источники своей информации, сообщило, что террористы, скорее всего, попытаются попасть в Германию сухопутным путем, пройдя лесами через неохраняемую зеленую границу, чтобы не попасться на контроле в аэропорту, где их непременно будут ждать. 19 ноября тот же Bild, который, несмотря на свое пристрастие к сенсациям, все же является самой многотиражной и читаемой газетой в ФРГ, сообщил, что террористы, судя по всему, уже нелегально проникли через неохраняемую границу и находятся в Германии, найдя пристанище у друзей или единоверцев. По сведениям издания, боевики затаились и ждут, когда им доставят пояса шахидов (предположительно из Турции). Сам теракт якобы должен произойти в какой-то из дней с понедельника по четверг на последней неделе ноября.
Главными целями террористов якобы должен стать Берлин и его окрестности, либо регион Рейн-Майн, на территории которого расположена финансовая столица Германии Франкфурт-на-Майне. Организаторами предполагаемого теракта называют одного из лидеров "Аль-Каеды" 46-летнего Мохаммеда Илиаса Кашмири (Mohammed Ilyas Kashmiri), который обретается на границе между Пакистаном и Индией, и некого Шейха Юниса аль-Мауретани (Scheich Younis al-Mauretani), действующего на афгано-пакистанской границе. По сведениям Suedeutsche Zeitung, именно аль-Мауретани - третий номер в иерархии "Аль-Каеды" - стоял за неудавшимися октябрьскими терактами в Европе. Находящийся в баграмской тюрьме немецкий исламист Ахмед Саддики заявил, что лично встречался с аль-Мауретани при планировании терактов.
Если прислушаться к сообщениям немецких СМИ, то получается, что самое лучшее для жителей Германии в ближайшие дни это, пожалуй, запереться дома. Власти, разумеется, просят не паниковать, тем не менее, сами оценивают ситуацию как весьма серьезную. Глава федеральной полиции Матиас Зеегер (Matthias Seeger) отметил, что уровень террористической угрозы в Германии сейчас выше, чем когда бы то ни было. "По шкале от ноля до десяти - "никакой угрозы" и "чрезвычайно высокая угроза" - в данный момент мы находимся на девятом уровне", - заявил Зеегер. Глава полицейского профсоюза Германии Райнер Вендт (Rainer Wendt) со своей стороны отметил, что режим повышенных мер безопасности может быть продлен, по меньшей мере, до конца этого года. По его словам, выходные и праздничные дни для многих полицейских в декабре уже отменены. "Пока будут длиться рождественские ярмарки, приходится считаться с тем, что теракт может произойти в любой момент", - отметил Вендт.
Вокзалы и аэропорты патрулируют усиленные наряды полиции, вооруженные автоматами. Охрана правительственных зданий усилена. Здание рейхстага обнесли металлическим заграждениями, правда, вход для туристов пока открыт. Кроме того, власти ФРГ заявили о том, что в федеральной полиции, криминальной полиции и на таможне будут в ближайшее время дополнительно созданы 600 новых рабочих мест, чтобы более эффективно противостоять террористической угрозе. В настоящее время в ФРГ проходит ранее запланированная конференция министров внутренних дел 16 немецких земель, и неудивительно, что тема противодействия террористической угрозе стала на ней главной, при том что порой выдвигаются весьма резкие предложения.
Накануне конференции министр внутренних дел Нижней Саксонии Уве Шюнеман (Uwe Schuenemann) предложил в целях предотвращения террористической угрозы усилить присутствие полиции в кварталах компактного проживания мусульманских мигрантов. Кроме того, Шюнеман потребовал запретить потенциально опасным немецким исламистам, в отношении которых у полиции имеются подозрения в причастности к террористической деятельности, но нет конкретных доказательств, пользоваться сотовыми телефонами и компьютерами. По словам Шюнемана, этим лицам необходимо запретить посещать мечети, где выступают радикальные исламские проповедники, и так называемые проблемные мигрантские районы.
С "потенциально опасными немецкими исламистами" (власти их обозначают словом "gefaehrde") сложилась вообще довольно непростая ситуация. В ФРГ их насчитывается около 140 человек. По некоторым данным, 45 из них прошли в разное время тренировку в лагерях террористов. Но арестовать их в отсутствие конкретных доказательств нельзя. Вместе с тем, по признанию заместителя председателя полицейского профсоюза Конрада Фрайберга (Konrad Freiberg), у полиции нет сил и людей, чтобы вести за ними круглосуточное наблюдение. "Мы дошли до предела своих возможностей, - отметил Фрайберг. - Остается надеяться, что мы следим за тем, кем надо, и теракты не будут осуществлены другими". Если террористы еще не прибыли в Германию, то не исключено, что временное пристанище они могут найти именно у "потенциально опасных", которые, со своей стороны, могут помочь им и в осуществлении терактов.
Пока еще неизвестно, как власти отреагируют на предложение Шюнеманна: не исключено, что проблема с "потенциально опасными" будет все же решена. Гораздо больший резонанс вызвала инициатива сенатора внутренних дел Берлина (аналог министра в земельном правительстве) Эрхарта Кертинга (Ehrhart Koerting). Призывая горожан к бдительности, он заявил буквально следующее: "Если по соседству вдруг увидите трех странно выглядящих людей, которые стараются не обращать на себя внимания, говорят на арабском и другом языке, который мы не понимаем, то будет нелишним уведомить об этом власти". Представители союза турок региона Берлин-Бранденбург подвергли министра критике, обвинив его в том, что он поощряет доносительство. В итоге, Кертинг признал, что "выразился неудачно", отметив, что его слова относились и к мусульманам, которые также должны сообщать властям о подозрительных людях, встреченных в мечетях.
Остается надеяться, что немецкие власти и спецслужбы справятся с возникшей угрозой. Совладать с неизбежным в таких случаях распространением беспокойства и страха в обществе гораздо сложней. Но в любом случае де Мезьер поступил абсолютно правильно, открыто предупредив граждан о грозящей опасности, вместо того чтобы держать происходящие в секрете, увеличивая и без того высокий риск.