Компания Herbalife, производитель биологически активных добавок из США, станет одним из официальных спонсоров футбольного московского "Спартака". Сумма контракта пока не объявлена, однако ожидается, что американцы будут платить клубу около 4 миллионов долларов в год. Вероятно, логотип Herbalife будет изображен на спине футболистов под их номерами. Кроме того, Herbalife озаботится правильным питанием спартаковцев.
Официально контракт будет представлен 26 ноября, когда "Спартак" и Herbalife проведут совместную пресс-конференцию. Между тем, информация о достижении соглашения появилась в СМИ еще около недели назад, но тогда ее быстро удалили из-за опровержения сторон, и все сочли новость за утку. Тем более что выглядело подобное соглашение маловероятным.
Интересно, что по данным "Ведомостей", которые и сообщили о заключении контракта, помимо финансовой поддержки (которая составит около 10 миллионов долларов за два с половиной года), Herbalife будет заниматься также обеспечением здорового питания футболистов "Спартака". БАДы, разработанные американской компанией, будут добавляться в рацион спартаковцев, причем за тем, чтобы они как минимум не навредили, будут следить эксперты компании и врачи клуба.
Логотип Herbalife будет, по всей вероятности, размещен под номерами игроков, там где сейчас располагается эмблема брокерской конторы "Альпари". Между прочим, "Альпари" давала "Спартаку" несколько больше, чем собирается платить Herbalife - ее годовой спонсорский контракт составляет около 5 миллионов долларов. Продолжится ли сотрудничество красно-белых с финансистами, пока неизвестно, но переговоры еще идут.
Судя по всему, Herbalife намерена при помощи спонсорства самого популярного российского футбольного клуба улучшить свой имидж в глаза россиян. Не секрет, что в 90-е годы кампания под слоганом "lose weight now - ask me how" ("хочешь похудеть - спроси меня как") вызвала значительное отторжение в обществе и стала синонимом откровенного мошенничества. С тех пор Herbalife в России большой популярностью не пользуется.
Между прочим, аналогичные усилия американцы прикладывают и в других странах. К примеру, в Испании они спонсируют сразу два популярнейших футбольных клуба - "Барселону" и "Валенсию". Согласно условиям договора, логотип Herbalife размещается на левом рукаве формы футболистов во время всех международных товарищеских матчей сезона 2010/11.
Что касается "Спартака", то в случае достижения договоренности и с "Альпари", и с Herbalife, клуб сумеет значительно увеличить доходы своего бюджета и приблизиться к мечте всех отечественных клубов - самоокупаемости. Щедрый контракт должен подсластить пилюлю от крайне неудачно проведенного сезона-2010 (спартаковцы, напомним, досрочно вылетели из Лиги Чемпионов и не смогли попасть в призовую тройку российской премьер-лиги).
Не секрет, что в России, в отсутствие значительных доходов от продажи билетов и телетрансляций (даже самые именитые клубы имеют по этим статьям лишь несколько миллионов долларов в год - считанные проценты от бюджета), спонсорские перечисления играют решающую роль.
Титульными спонсорами большинства ведущих отечественных клубов являются их хозяева. К примеру, такова ситуация в "Зените" ("Газпром"), "Динамо" (ВТБ) и том же "Спартаке" ("Лукойл") . Что же касается других официальных спонсоров (обычно их число составляет в каждой команде от 5 до 10), то здесь картина куда более разнообразна.
"Зенит" спонсируется в основном структурами, так или иначе аффилированными с "Газпромом". В их число входят сеть АЗС "Газпром нефть", НПФ "Газфонд", Газпромбанк и страховая компания "Согаз". Из сторонних фирм в этот клуб попал только производитель автомобильной резины Cordiant. Такой солидный список спонсоров позволяет питерцам иметь самый объемный бюджет в стране (около 100 миллионов долларов) и не только свободно тратить деньги на покупку игроков из-за рубежа, но и перехватывать звезд у своих российских конкурентов (достаточно вспомнить Данни, Быстрова, Семака, Кержакова и Бухарова).
Точно так же "Локомотив" поддерживается компаниями, тесно связанными с железной дорогой. "Первая грузовая компания", "Трансконтейнер", Транскредитбанк, "Росжелдорпроект" и ТТК - вот кто обеспечивает средствами красно-зеленых. Более разнообразно выглядит список спонсоров московских армейцев. Им помогают "Башнефть", Hyundai, "Аэрофлот", Русьбанк, IT-компания "Крок", Темпбанк и даже Российское автомобильное товарищество. Спонсоры оказывают ЦСКА не только финансовую помощь, но и помогают "натурой", как, скажем, обеспечивающий красно-синих внутренними и международными авиаперевозками "Аэрофлот".
Томскую "Томь", которую в прошлом году спасал от банкротства сам премьер-министр Владимир Путин, в основном спонсируют сибирские энергетические компании. В их числе даже конкуренты - "Роснефть" и "Газпром нефть", а также "Сибур", Интер РАО и холдинг МРСК. Весьма экзотичного спонсора в 2010 году получил грозненский "Терек", которому выделял деньги опальный олигарх, бывший хозяин бывшего Черкизовского рынка Тельман Исмаилов.
Но самое большое число спонсоров собрали самарские "Крылья Советов". Команда, отчаянно сражающаяся за право остаться в премьер-лиге, заручилась поддержкой более 20 (!) партнеров. В частности, речь идет о самарском аэропорте "Курумоч", "Тольяттиазоте", а также РЖД и ВТБ, у которых и так есть собственные клубы в стране. Однако, как обычно, у двадцати нянек дитя будет ходить кривым - "Крылышки" с финансовой точки зрения продолжают влачить жалкое существование, а их бюджет едва достигает 12 миллионов долларов, что в шесть раз меньше, чем у того же "Спартака".
В общем, у российских клубов насчитываются десятки, если не сотни спонсоров, так что приход еще одного не должен был бы вызвать сенсации. Однако новое появление на этом рынке такой компании, как Herbalife, оказалось настолько неожиданным, что удивило в футбольном мире всех. Болельщики команд-конкурентов на многочисленных спортивных форумах уже посмеиваются над спартаковцами, но деньги есть деньги - их никогда не бывает слишком много, особенно в таком дорогом виде спорта, как футбол.