Бывший СССР
19:53, 26 ноября 2010

Попытка номер... Грузинская оппозиция затеяла очередной "майдан"

Грузинская оппозиция открыла очередной сезон акций протеста. 25 ноября оппозиционеры устроили у здания парламента митинг, на котором по традиции заявили о намерении вести "бескомпромиссную борьбу за смену режима". Сведения о числе митингующих расходятся (по информации журналистов, к парламенту пришло до десяти тысяч человек, сами оппозиционеры утверждают, что протестующих было больше).

В любом случае, акция оказалась гораздо менее масштабной, чем та, которой начинался прошлогодний "майдан": тогда в первый же день митингов оппозиции удалось собрать в центре Тбилиси (по различным данным) от 50 до 100 тысяч человек. Впрочем, тот "майдан" в итоге все же закончился провалом. После нескольких месяцев блокирования проспекта Руставели (его заставили "камерами протеста"), периодических столкновений с полицией и судорожных обещаний поднять протестную волну в регионах оппозиционерам пришлось признать тщетность своих усилий и разойтись.

С тех пор прошло уже больше года, так что времени на работу над ошибками у оппозиции было достаточно. Можно было бы ожидать, что на "майдане"-2010 его организаторы продемонстрируют какие-то новые подходы к протестной кампании. Первый день "майдана" эти ожидания не оправдал. Акция оказалась смесью затертых лозунгов о борьбе с "режимом", формализованных процедур (типа раздачи собравшимся "народных мандатов") и привычных обещаний организовать "всенародное неповиновение".

Простояв у парламента несколько часов, оппозиционеры были вынуждены признать, что народу для "борьбы с режимом" собралось маловато, и стали расходиться, договорившись, правда, собраться на следующий день.

Организаторы

Одной из организаторов нынешнего "майдана" стала экс-спикер парламента Нино Бурджанадзе. Бывшая участница "революции роз" пребывает в оппозиции уже около двух лет. Не ужившись с Михаилом Саакашвили, она пошла по пути Зураба Ногаидели (бывшего премьера) и стала налаживать контакты с российскими властями, рассчитывая на поддержку Москвы. В самой Грузии новоявленная оппозиционерка особого успеха не добилась: часть оппозиции смотрела на нее косо, напоминая, что совсем недавно она была частью "режима" (когда Бурджанадзе вышла на "майдан" весной 2009 года, ее освистали), власти обвиняли ее в предательстве национальных интересов.

Минувшим летом, во время поездки экс-спикера в один из лагерей беженцев, ее закидали камнями, позднее во время выступления Бурджанадзе на местном ТВ ей пришлось выслушивать от звонивших в студию обвинения в предательстве (за контакты с "российскими оккупантами"). Сама Бурджанадзе заявила, что стала жертвой провокации, организованной силовыми структурами. Политолог Рамаз Сакварелидзе, комментируя произошедшее, высказал мнение, что возлагать вину лишь на власть не стоит. "С рейтингом у нее сложности есть. С одной стороны – со стороны народа, и с другой стороны - со стороны властей идет агрессия. Я не думаю, чтобы в каком-либо инциденте, в том числе и этом, была лишь одна сторона. Они подогревают друг друга", - предположил он.

Нынешний "майдан" поддержала лишь часть оппозиции. О готовности присоединиться к протестной кампании заявили "Национальный форум", "Национальный совет" (объединение Консервативной и Народной партий, которые в последнее время также пытались наладить контакты с Москвой), бывший кандидат в президенты Леван Гачечиладзе и некоторые другие политики. Протест поддержали и некоторые представители оппозиционно настроенной интеллигенции.

Сторонники

Данные о том, сколько людей оппозиция смогла собрать в первый день "майдана" (названного "народным собранием"), расходятся. По сведениям Reuters, к парламенту пришли около пяти тысяч человек. Агентство "Тренд" сообщало о шести тысячах, "Новости-Грузия" - о семи. Civil Georgia писала, что в акции приняли участие несколько тысяч человек.

Лидеры "майдана", обещавшие собрать не менее 13 тысяч, поначалу делали вид, что все в порядке. Бурджанадзе заявила, что "делегатов народного собрания" у парламента собралось не менее 12 тысяч ("Мы подсчитали выданные им мандаты и точно знаем", - утверждала она). Воодушевляясь, организаторы митинга называли все более масштабные цифры: заявляли, что всего в митинге участвовали более 25 тысяч человек, а в целом акцию поддерживают более 850 (!) тысяч по всей стране.

К концу митинга, правда, оппозиционеры стали признавать, что "майдан" начался неудачно. "Мы ждали большей поддержки. Это не та масса, которая могла бы принимать и исполнять необходимые решения", - жаловалась Бурджанадзе. "[Для смены власти] необходимо гораздо больше грузин, чем собралось сегодня тут", - не скрывая досады, заявлял лидер "Национального форума" Губаз Саникидзе. "Если бы пришло море народа, мы отсюда же начали бы действие и завершили бы все", - мечтательно рассуждал один из организаторов митинга, бывший шеф госбезопасности (времен Шеварднадзе) Ираклий Батиашвили.

Когда после нескольких часов митинга собравшимся предложили разойтись, многие восприняли это без особого энтузиазма. "Часть оставшихся перед парламентом граждан (около полутора тысяч человек), - сообщало грузинское агентство IPN, - обвинили лидеров оппозиции в безответственности". Недовольные заявили, что ожидали от митинга иного результата и были готовы к активным действиям. Они добавили, что еще подумают, стоит ли принимать участие в следующей подобной акции.

Вдобавок, как сообщала "Грузия Online", выяснилось, что организаторы не согласовали заранее вопрос о том, где будут жить их сторонники, привезенные из регионов. По информации издания, это пришлось обсуждать уже после окончания митинга (когда часть собравшихся поинтересовалась, где им ночевать).

Лозунги и обещания

Недостаток массовости организаторы компенсировали риторикой. Было объявлено что собравшиеся возле парламента представляют "народ" (собственно, саму акцию изначально назвали "народным собранием"). От имени "народа" протестующие вынесли президенту Грузии "вердикт недоверия" и заявили, что "народ" теперь будет брать власть в свои руки. Свой митинг оппозиционеры назвали уникальным и "исторически важным".

Но если ссылки на народ (в условиях, когда на митинг пришли 6-7 тысяч человек) еще можно было объяснить логикой "майдана", то попытки организаторов придать мероприятию "официальный" вид, превратили происходящее в фарс. Для участников митинга, как сообщала "Грузия Online", были оформлены "европейские мандаты народного собрания", затем собравшиеся приняли "устав народного собрания" и выбрали "счетную и мандатную комиссии".

И это еще не все. Как сообщает IPN, было решено, что "собрание позднее изберет структуры, которые со своей стороны создадут комиссии по различным направлениям: комиссию по международным отношениям, региональную комиссию, молодежную комиссию, комиссию по связям с осетинско-абхазской общественностью, а также совет экспертов-аналитиков и совет справедливости".

Что-то подобное уже было. Оппозиция даже пыталась организовывать "народные" органы власти: устраивала "народный суд", обещала собрать "народный парламент" и даже выбирала на митингах "народного президента". Однако если при сильном и многочисленном "майдане" подобные шаги имеют какой-то смысл, то в нынешней ситуации выглядят просто нелепо.

А участники собрания уже вошли во вкус. На митинге было объявлено о создании "института народного заступника", который "будет защищать права граждан Грузии, особенно при оказании ими неповиновения властям". Хотя в Грузии уже есть омбудсмен (так называемый "народный защитник"), есть правозащитные организации, наконец, у оппозиционных партий есть собственные юристы, которые в случае чего могут заступиться за своих сторонников.

Что касается "неповиновения", то такую акцию оппозиционеры, выступая на митинге 25 ноября, пообещали устроить по всей стране. Они заявили, что, начав "майдан" в Тбилиси, теперь отправятся в регионы, создадут там комитеты и поднимут людей на борьбу с "режимом". Подобные обещания можно было слышать и на митингах прошлых лет. В данном случае примечательно то, что призыв "поднимать регионы" прозвучал только сейчас. Акция анонсировалась еще несколько месяцев назад. Почему "комитеты неповиновения" не были созданы за это время? На что оно вообще было потрачено? Чтобы собрать в Тбилиси (где и так сильны оппозиционные настроения) шесть тысяч человек?

P.S.

26 ноября акции протеста были продолжены. Протестующие вновь перекрыли проспект Руставели (его блокировали 25 ноября во время митинга, но позднее движение транспорта было возобновлено). По информации Civil Georgia, у парламента собрались несколько тысяч человек. Часть из них отправилась к зданию "Общественного телевидения", чтобы выразить протест против плохого, по их мнению, освещения "майдана" по ТВ. Полиция им не мешала.

< Назад в рубрику